Особенности применение методов и методик в специальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:50, реферат

Краткое описание

Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Иначе говоря, её может интересовать то, как протекает процесс:
психического развития в самых патогенных ситуациях;
как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза;
изучение запаса прочности процесса развития.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 21.21 Кб (Скачать)

Особенности применение методов и методик в специальной психологии

 

Введение.

 

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

 

По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»

 

Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

 

Иначе говоря, её может интересовать то, как протекает процесс:

 

психического развития в самых патогенных ситуациях;

 

как и каким образом могут изменяться в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза.

 

изучение запаса прочности процесса развития.

 

Исследуя каким образом психике, даже в осложнённых, стеснённых условиях, удаётся сохранять свою целостность, реализуя основные функции по адекватному отражению окружающего мира и регуляции поведения?

 

При этом неблагоприятные ситуации сами по себе не всегда способны вызвать отклонения в развитии. Сочетанием разнообразных характеристик индивида, опосредующих их воздействие. Поэтому одни и те же условия для разных людей могут иметь различные последствия. Неблагоприятная ситуация признаётся патогенной, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила её воздействия превышает компенсаторные возможности индивида и относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отражательных и регуляторных функций и в результате изменяет темп её возрастного развития.

 

Осложнёнными условиями могут быть:

 

нарушения в деятельности анализаторов,

 

опорно-двигательного аппарата,

 

разнообразные церебральные,

 

речевые расстройства, то есть факторы внутреннего порядка.

 

Существуют и внешние неблагоприятные факторы, которые формируются при серьёзных и длительных деформациях социальной ситуации развития:

 

тяжелые психотравмирующие обстоятельства жизни,

 

воспитание за пределами семьи,

 

несоответствующие возрасту ребёнка образ жизни,

 

виды деятельности,

 

требования и ожидания со стороны взрослых.

 

Последнее может касаться, в частности, детей, рано и ярко проявивших какое-то дарование и в связи с этим начинавшим раннюю профессиональную подготовку, а то и профессиональную деятельность.

 

Даже сама по себе нестандартность одарённых детей может существенно менять систему отношений к ним, что способно выступить в качестве осложнённой ситуации развития.

 

В качестве отдельных направлений в специальную психологию входят:

 

1. психология умственно  отсталых (олигофренопсихология),

 

2.психология слепых и  слабовидящих (тифлопсихология),

 

3. психология детей с  недостатками речи,

 

4. психология детей с  задержкой психического развития,

 

5.психология слепоглухих 

 

6. психология лиц с недостатками  опорно-двигательного аппарата.

 

1. Задачи в специальной  психологии.

 

В задачи специальной психологии входит:

 

изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;

 

создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

 

разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

 

психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

 

психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

 

психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

 

психологическая коррекция дезадаптации.

 

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

 

2. Диагностические методики  в специальной психологии.

 

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования.

 

В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются: Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

 

Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

 

Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)

 

Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

 

Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

 

Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.

 

Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.

 

Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

 

Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

 

Методики экспрессии — рисование.

 

Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.

 

Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

 

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

 

Условно-рефлекторные методики

 

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

 

3.Оссобенности методик  в специальной психологии.

 

3.1. Эксперементально психологические методики.

 

Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применение обследуемым определённых операций и действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребёнка, свойства его личности.

 

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребёнка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе её понимания осуществить определённые действия.

 

Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в её понимании (независимо от степени сложности самого задания).

 

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития.

 

Из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определённые возрастные границы своего применения.

 

3.2. Анкетирование.

 

Анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.

 

Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребёнка в раннем возрасте.

 

При этом наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребёнка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развитие в течение длительного периода времени.

 

3.3. Наблюдение.

 

Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не даёт значимых результатов.

 

Тщательное наблюдение за поведением ребёнка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребёнка при выполнении им различных заданий.

 

3.4. Невербальные психологические  методики.

 

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик.

 

Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.

 

Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребёнка или об особенностях восприятия.

 

Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путём.

 

Поэтому намного большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учётом своеобразия речи незрячих.

 

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или исследования были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определённой группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников.

 

Другими словами, в исследованиях специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

 

Список литературы

 

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - - 480 с.

 

Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. - - М., 1983. - - Т. 5.

 

Годфруа Ж. Что такое психология. - - М., 1992. - - Т. 2.

 

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - - М., 1985.

 

Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. - - М., 1973."

 

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - - патопсихоло-гия. - - М., 1996.

 

Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - - М., 1995.

 

Читать полностью: http://www.km.ru/referats/DB498711B5634C06ACDF02D2236D2FD7

 


Информация о работе Особенности применение методов и методик в специальной психологии