Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:58, отчет по практике

Краткое описание

Объектом труда педагога-психолога являются учащиеся. Предмет его труда – когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее – уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура. Продукт труда – новое, изменённое состояние перечисленных психических образований. Среди средств труда преобладают функциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средства поведения и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид педагога-психолога.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1.Особенности работы психолога в лицее (школе)…………………………..…..6
2.Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой…..9
3. Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные
задачи……………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………….15
Глоссарий……………………………………………………………………………...17
Список используемых источников………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Отчет по педагогической практике.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

–    изучение психологических основ деятельности педагога;

–     определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

– определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

– разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и так далее.

Таким образом, педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

3 Формы активного обучения в методике преподавания психологии, учебные задачи

 

Говоря об активных методах  в преподавании, прежде всего, имеют  в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования.

Среди активных методов  обучения три группы методов наиболее интересны для использования  в целях управления ситуацией  формирования всех видов мышления.

Это методы: программированного обучения; проблемного обучения; интерактивного (коммуникативного) обучения. Все они были предложены для преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения  акцентируют не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обращаются к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приёмов трёх групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. Основные средства обучения – учебник (учебное пособие).

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и так далее), а также для самообразования, создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определённых возрастных и социальных групп.

Технические средства обучения – это предметы, созданные человеком и опосредующие его деятельность, в том числе и учебную. По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы: информационные и контролирующие.

В психологической науке широко используется понятие «задача». Задача – это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу.

А учебная задача –  задача, специально подобранная или сконструированная для целей обучения.

Задание же понимается нами как требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, выполнить какое-то действие и так далее.

Исследователи мышления, интеллекта считали наилучшим способом побудить человека думать – поставить перед ними задачу.

В науке существует классификация учебных задач выделяющая пять групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам (по Д.Г. Толлингеровой):

– задачи на воспроизведение знаний;

– задачи на простые мыслительные операции;

– задачи на сложные мыслительные операции;

– задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

– задачи на продуктивное мышление.

Существует ещё одна классификация учебных задач в зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, в ней выделяют пять видов (по Г.А. Балла):

–  перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и так далее);

–  мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и так далее);

– имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;

– мнемические задачи (запомнить, вспомнить и так далее);

– коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и другое). Смотри приложение Г.

 

 

       Заключение

Организация практической деятельности позволила выделить направления, функции, задачи работы психолога в лицее (школе); познакомиться с рациональными и удобными формами ведения документации, смотри приложение Д; увидеть реальные трудности, с которыми сталкивается педагог; определить круг проблем в оказании психологической помощи участникам педагогического процесса.

В ходе психологической  практики стало возможным применить  теоретические знания в непосредственной работе с учащимися и педагогами, развить умение вести наблюдение, фиксировать и анализировать внешние проявления личностных особенностей, поведения, деятельности.

Практика способствовала развитию коммуникативных умений, вызванных  необходимостью общаться с детьми и  педагогами, становлению собственного делового стиля общения.

Практическая  деятельность в роли психолога содействовала  повышению ответственности, требовательности, критичности к собственному поведению  и организации работы; стимулировала  самоанализ.

Работа с учащимися и педагогами дала возможность проявить инициативу, личностные качества – требовательность, настойчивость, выдержку.

Организация практики оправдала ожидания, я смогла реализовать свои теоретические и практические возможности. Общение с детьми и педагогами школы оставило положительные впечатления, укрепилось чувство уважения к педагогическому труду. В процессе прохождения практики я углубила свои знания в психологии и педагогике, сформировала умение по установлению личных контактов, навыков сотрудничества, диалогового общения с учащимися и педагогами.

За время  прохождения практики (основными  целями которой были закрепление  теоретических знаний и получение  навыков их практического применения; знакомство со спецификой деятельности детского психолога; формирование мировоззрения, стиля поведения, профессиональной этики), был выполнен ряд задач:

  1. Мною были закреплены теоретические знания по данной тематике.

2.  Установлены научные основы педагогического взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения.

3. Усвоены принципы контроля и оценки знаний обучающихся.

4. Изучены основы дидактики и риторики.

Также мною был освоен ряд практических навыков:

    1. Применение выводов и рекомендаций психологии и педагогики в

образовательном процессе.

  2. Выступление перед аудиторией.

  3. Создание творческой атмосферы во время занятий.

           4. Самоконтроль и саморегуляция.

За время прохождения  практики я участвовала во многих мероприятиях лицея (школы), проводила тренинговые занятия, участвовала в работе круглого стола по мерам профилактики конфликтов, а также в проведении Недели психологии. Все мероприятия помогли мне в развитии коммуникативных, организационных навыков, умению быстро приспосабливаться к незнакомой ситуации, не теряться в присутствии большого числа людей, управлять своими эмоциями и психическим состоянием при работе перед аудиторией.

В качестве рекомендаций и пожеланий по совершенствованию учебной и методической работы психолога было бы целесообразно установить более тесную связь с дошкольными учреждениями, детским приютом, а так же привлечь родителей «к участию в жизни своих детей». Я думаю, важным было бы создание в лицее (школе) клуба для родителей и лиц, их заменяющих, по социально-психологической тематике для того, чтобы более полноценно шло сотрудничество.

Так как учащиеся, особенно среднего звена и старшеклассники, имеют уже достаточно активную жизненную позицию, которая не всегда имеет правильные очертания и представления. И все условия для этого в лицее (школе) имеются.                                                                                                                                  

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

01.

Аналитическая деятельность психолога

научное обоснование и поиск  теоретически обоснованных причин возникающих  проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

02.

Внешние функциональные выразительные средства

выразительные средства поведения  и речи – интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний вид.

03.

Внутренние  функциональные средства

имеющиеся знания, схемы и способы мышления.

04.

Задача

знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации с выделением условия и искомого.

05.

Задание

требование выполнить  какое-то действие с менее строгой, чем у задачи, логической формулировкой, с требованием ответить на вопрос, выполнить какое-то действие и так далее.

06.

Методика преподавания психологии

наука о психологии как  учебном предмете и закономерностях  процесса обучения различных возрастных групп.

07.

Педагогическая  психология

наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребёнка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

08.

Предмет труда

когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура.

09.

Продукт труда

новое, изменённое состояние психических образований (когнитивной, эмоционально-личностной сферы, уровень знаний, умений, уровень мышления, научная культура).

10.

Психологическое просвещение

организация приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям.

11.

Психологическая профилактика

работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей, разработка развивающих и целевых программ по принятию профилактических мер.

12.

Психологическая диагностика

изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенностей межличностного взаимодействия.

13.

Психологическая коррекция

планирование и осуществление, на основе диагностики, устранение отклонений в психологическом и личностном развитии детей, формирование различных умений и навыков.

14.

Психологическое консультирование

оказание помощи участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

15.

Технические средства обучения

предметы, созданные человеком  и опосредующие его деятельность.

16.

Учебная задача

задача, специально подобранная или сконструированная для целей обучения.

 

17.

Учебник

книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы.


 

Список использованных источников

01.

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология – М.: Владос-Пресс, 2008.

02.

Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология – Ростов-н/Д: “Феникс”, 2000.

03.

Большой толковый психологический словарь – М.: Вече; АСТ, 2000.

04.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия – М.: АСАДЕМIА, 1999.

05.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии – М.: Академия, 2008.

06.

Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской – М.: АСАДЕМIА, 2000.

07.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей –  С-Пб.: Питер, 1999. (Серия «Мастера психологии»).

08.

Зеньковский В.В. Психология детства – М.: Изд. центр “Академия”,1995.

09.

Овчарова Р.В. Практическая психология в школе – М. , 1999.

10.

Талызина В.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 1998.

11.

Хрестоматия по детской  психологии / Сост. Г.В. Бурменская – М., 1996.


Приложения

А

Б

В

Г

Д





Информация о работе Особенности преподавания психологических дисциплин в средней школе