Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:12, реферат
В работе рассматривается специфика малой группы детского сада. Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции.
Классификация структурных единиц малой группы по Т.А. Репиной.
Рассматривается вопрос о том, что лежит в основе избирательных привязанностей дошкольников и др.
Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста
Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).
Рассмотрим
специфику малой группы детского
сада. Группа детского сада, с одной
стороны, явление социально-
Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:
поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.
эмоциональная
(межличностные отношения). К ней
относят деловые отношения (в
ходе совместной деятельности), оценочные
(взаимное оценивание детей) и собственно
личностные отношения. Т.А. Репина предполагает,
что у дошкольников проявляется
феномен взаимосвязи и
когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего.)
Автор замечает, что межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции.
В
группе детского сада существует относительно
длительные привязанности между
детьми. Прослеживается существование
относительно устойчивого положения
дошкольника в группе (по данным
Т.А. Репиной, к подготовительным группам
сохранилось неблагоприятное
Видно,
что успешность деятельности положительно
влияет на положение ребенка в
группе. Однако, при оценке успешности
в какой-либо деятельности важен
ни сколько ее результат, сколько
признание этой деятельности со стороны
окружающих. Если успехи ребенка признаются
окружающими, что находится в
связи с ценностными
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Существует
и другое направление работ, в
которых анализируется феномен
детской популярности с точки
зрения потребности детей в общении
и степени удовлетворения этой потребности.
Эти работы базируются на положении
М.И. Лисиной о том, что в основе
формирования межличностных отношений
и привязанности лежит
Итак,
анализ психологических исследований
показывает, что в основе избирательных
привязанностей детей могут быть
самые разные качества: инициативность,
успешность в деятельности (включая
игровую), потребность в общении
и признании сверстников, признание
взрослого, способность удовлетворить
коммуникативные потребности
Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.
Затронем
вопрос о детях с трудностями
в общении. Каковы причины их изолированности?
Известно, что в таких случаях
не может быть полноценного развития
личности ребенка, т.к. обедняется опыт
научения социальным ролям, нарушается
формирование самооценки ребенка, способствуя
развитию у ребенка неуверенности
в себе. В ряде случаев затруднения
в общения могут вызвать у
этих детей недоброжелательное отношение
к сверстникам, озлобленность, агрессию
в качестве компенсации. А.АП. Рояк выделяет
следующие характерные
ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.
ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.
ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.
ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Все эти трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения":
наличие взаимных симпатий;
наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
наличие сопереживания;
наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;
наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.
Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.
Потребность
в общении с другими детьми
формируется у ребенка
К
концу дошкольного возраста потребность
во взаимопонимании и
Приведенные данные показывают. Что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо "накладывать" свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.
Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.
Информация о работе Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста