Особенности консультирования тревожных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Как правило, люди считают страхи личным делом и прибегают к выработке своих средств. Но эти средства являются временными мерами. Однако существует множество методов работы с тревожностью. Цель психоконсультирования - восстановление самоконтроль и адекватные реакции. Так существуют методы поведенческой психологии, которые доказали свою успешность в лечении фобий, особенно простых и социальных фобий. Другой метод - систематическая гидрофилизация, вводит постепенно сопоставление фобии человека с местоположением (ситуацией), человек взаимодействует с источником страха.

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Как правило, люди считают страхи личным делом и прибегают к выработке своих средств. Но эти средства являются временными мерами. Однако существует множество методов работы с тревожностью. Цель психоконсультирования - восстановление самоконтроль и адекватные реакции. Так существуют методы поведенческой психологии, которые доказали свою успешность в лечении фобий, особенно простых и социальных фобий. Другой метод - систематическая гидрофилизация, вводит постепенно сопоставление фобии человека с местоположением (ситуацией), человек взаимодействует с источником страха. Терапия внешнего воздействия, другой поведенческий метод, недавно показал высокую эффективность. В этой методике, неоднократно предъявляется боящемуся источник страха так, чтобы они могли видеть, что никакого вреда не случается с ними; опасение постепенно изменяется. На наш взгляд, каждому клиенту необходимо подбирать метод индивидуально.

 

1.Понятие тревоги

 

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающееся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одним из которых является страх. Таким образом, понятие тревожность более широкое, чем страх.

Тревога сигнализирует об угрожающих изменениях в организме или во внешнем мире, то есть играет роль приспособления. Опасности в эволюционном развитии имеет типичные реакции: борьба или бегство. Тревога как реакция отличается от тревожности, которая в свою очередь является скорее особенностью личности при проявлениях психического расстройства.

Выделяют несколько видов тревоги:

  • Ситуационная тревога - появляется в ответ на стрессовые раздражители.
  • Фобическая тревога.
  • Тревога ожидания - страх попасть в устрашающую ситуацию.
  • Спонтанная тревога - З. Фрейд называл ее "свободный страх", возникает когда исследователями не удается найти источник страха.
  • Постстрессовая тревога - в основном развивается после экстремальных и неожиданных ситуаций.
  • Психотонический страх - проявляется при бреде, галлюцинациях (шизофрения, интоксикационный психоз).
  • Тревожная депрессия.
  • Вторичная тревога, когда тревога является следствием болезни или состояния организма. 1

В классификации неврозов не много авторов разводят невроз тревоги (страха) и фобический невроз. В любом случаи разные авторы дают разные данные о частоте фобий при неврозах от 15 до 44%. Дело в том, что понятия фобия, страх, тревога и опасение часто авторами не разделяются.

2. Особенности консультирования тревожных клиентов

В консультировании психолог сталкивается с клиентами, для которых тревожность представляет мучительное, непроходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, трудна, так как клиенту порой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим изнуряющим переживанием. Консультант должен уметь разглядеть тревожность, которая часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается". Bird (1973) выделил множество таких "воплощений". Одна из наиболее частых масок тревожности - переименование - клиенты используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности. Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими тревожность. Иногда соматические жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности. Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие тревожности - часто они просто замещают тревожность. 2

Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий - от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи - может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.

Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными, язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях, наоборот, становятся холодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип реакций обычно выражает внутренний конфликт между бессилием и агрессивностью, и этот конфликт парализует активность. Когда психолог сталкивается с такими клиентами, их поведение вызывает раздражение и злобу, но одновременно позволяет получить ключ к пониманию проблем, подлежащих разрешению. Ведь окружающие клиентов люди испытывают сходные чувства при общении с ними.

Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Консультант сквозь призму собственных чувств должен проанализировать мотивы многоговорения, имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и убежать от нее.

Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревожность и подавить активность консультанта, постоянно перебивают его. Трудно в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает говорить. Консультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состоянии тревожности.

Определенная категория клиентов защищается от тревожности парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с консультантом. Такое подчеркнутое выпячивание тревожности, как правило, является проявлением враждебности, и консультант должен обратить на это внимание клиента.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает сознательном уровне индивид у себя отвергает.

Часто тревога проявляется при срабатывании механизмов психологической защиты: проекции; интроекции; то есть символической интернализация (включение в себя) человека или объекта. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы; рационализации - защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы, поэтому она и опасна; интеллектуализации; компенсации и т.д. В психологическом консультировании психолог, как правило, сталкивается с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние, так как это скрытое в бессознательное чувство, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее.

тревожный клиент консультирование фобия

 

Заключение

 

Повышенный уровень тревожности требует особого внимания со стороны психолога при консультировании.

Не смотря на то, что существует большое количество методов коррекции тревожности, в том числе групповые и использованием новейших информационных технологий, число уровень тревожности растет год от года.

Несомненно, что тревожность клиента ограничивает возможности консультирования и его результативность. Именно поэтому специалист должен владеть техниками и основными правилами работы в таких ситуациях.

Необходимо позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность. Невысказанная тревожность безгранична. С тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние, так как это скрытое в бессознательное чувство, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость.

Таким образом, мы видим, что с проблемой тревожности психолог в своей работе сталкивается достаточно часто. И психолог должен владеть знаниями и умением работать с тревожными клиентами, снимать эмоциональное напряжения у клиентов разного возраста и пола.

 

Список использованной литературы

 

  1. Александров А. Современная психотерапия. - СПб.: Академ. проект, 1997. - 267с.
  2. Захаров А.И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность. // Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Изд. Владос, 2001. - С.83-98.
  3. Захаров А.И. Своеобразие психического развития детей. // Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Изд. Речь, 2001. - С.56-64.
  4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Изд. Просвещение, 1990. - 367с.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. - СПб.: Изд. Питер, 2001. - 217с.
  6. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями –М.: Смысл, 2005.-182с.
  7. Свядощ А.М. Неврозы. - М.: Изд. Просвещение, 1982. - 473с.
  8. Психотерапия. / Под ред. Шейдер Р.М. - М.: Изд. Просвещение, 1998. - 526с.
  9. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 678с.

 

1 Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Изд. Просвещение, 1990. – С. 75

2 Свядощ А.М. Неврозы. - М.: Изд. Просвещение, 1982. - С. 190

 



 


 

 



Информация о работе Особенности консультирования тревожных клиентов