Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 12:09, контрольная работа
Как правило, люди считают страхи личным делом и прибегают к выработке своих средств. Но эти средства являются временными мерами. Однако существует множество методов работы с тревожностью. Цель психоконсультирования - восстановление самоконтроль и адекватные реакции. Так существуют методы поведенческой психологии, которые доказали свою успешность в лечении фобий, особенно простых и социальных фобий. Другой метод - систематическая гидрофилизация, вводит постепенно сопоставление фобии человека с местоположением (ситуацией), человек взаимодействует с источником страха.
Введение
Как правило, люди считают страхи личным делом и прибегают к выработке своих средств. Но эти средства являются временными мерами. Однако существует множество методов работы с тревожностью. Цель психоконсультирования - восстановление самоконтроль и адекватные реакции. Так существуют методы поведенческой психологии, которые доказали свою успешность в лечении фобий, особенно простых и социальных фобий. Другой метод - систематическая гидрофилизация, вводит постепенно сопоставление фобии человека с местоположением (ситуацией), человек взаимодействует с источником страха. Терапия внешнего воздействия, другой поведенческий метод, недавно показал высокую эффективность. В этой методике, неоднократно предъявляется боящемуся источник страха так, чтобы они могли видеть, что никакого вреда не случается с ними; опасение постепенно изменяется. На наш взгляд, каждому клиенту необходимо подбирать метод индивидуально.
1.Понятие тревоги
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающееся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одним из которых является страх. Таким образом, понятие тревожность более широкое, чем страх.
Тревога сигнализирует об угрожающих изменениях в организме или во внешнем мире, то есть играет роль приспособления. Опасности в эволюционном развитии имеет типичные реакции: борьба или бегство. Тревога как реакция отличается от тревожности, которая в свою очередь является скорее особенностью личности при проявлениях психического расстройства.
Выделяют несколько видов тревоги:
В классификации неврозов не много авторов разводят невроз тревоги (страха) и фобический невроз. В любом случаи разные авторы дают разные данные о частоте фобий при неврозах от 15 до 44%. Дело в том, что понятия фобия, страх, тревога и опасение часто авторами не разделяются.
В консультировании психолог сталкивается с клиентами, для которых тревожность представляет мучительное, непроходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, трудна, так как клиенту порой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим изнуряющим переживанием. Консультант должен уметь разглядеть тревожность, которая часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается". Bird (1973) выделил множество таких "воплощений". Одна из наиболее частых масок тревожности - переименование - клиенты используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности. Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими тревожность. Иногда соматические жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности. Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие тревожности - часто они просто замещают тревожность. 2
Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий - от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи - может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.
Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными, язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях, наоборот, становятся холодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип реакций обычно выражает внутренний конфликт между бессилием и агрессивностью, и этот конфликт парализует активность. Когда психолог сталкивается с такими клиентами, их поведение вызывает раздражение и злобу, но одновременно позволяет получить ключ к пониманию проблем, подлежащих разрешению. Ведь окружающие клиентов люди испытывают сходные чувства при общении с ними.
Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Консультант сквозь призму собственных чувств должен проанализировать мотивы многоговорения, имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и убежать от нее.
Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревожность и подавить активность консультанта, постоянно перебивают его. Трудно в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает говорить. Консультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состоянии тревожности.
Определенная категория клиентов защищается от тревожности парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с консультантом. Такое подчеркнутое выпячивание тревожности, как правило, является проявлением враждебности, и консультант должен обратить на это внимание клиента.
Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает сознательном уровне индивид у себя отвергает.
Часто тревога проявляется при срабатывании механизмов психологической защиты: проекции; интроекции; то есть символической интернализация (включение в себя) человека или объекта. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы; рационализации - защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы, поэтому она и опасна; интеллектуализации; компенсации и т.д. В психологическом консультировании психолог, как правило, сталкивается с использованием непригодных защитных механизмов для преодоления тревожности.
Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние, так как это скрытое в бессознательное чувство, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее.
тревожный клиент консультирование фобия
Заключение
Повышенный уровень тревожности требует особого внимания со стороны психолога при консультировании.
Не смотря на то, что существует большое количество методов коррекции тревожности, в том числе групповые и использованием новейших информационных технологий, число уровень тревожности растет год от года.
Несомненно, что тревожность клиента ограничивает возможности консультирования и его результативность. Именно поэтому специалист должен владеть техниками и основными правилами работы в таких ситуациях.
Необходимо позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность. Невысказанная тревожность безгранична. С тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние, так как это скрытое в бессознательное чувство, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость.
Таким образом, мы видим, что с проблемой тревожности психолог в своей работе сталкивается достаточно часто. И психолог должен владеть знаниями и умением работать с тревожными клиентами, снимать эмоциональное напряжения у клиентов разного возраста и пола.
Список использованной литературы
1 Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Изд. Просвещение, 1990. – С. 75
2 Свядощ А.М. Неврозы. - М.: Изд. Просвещение, 1982. - С. 190
Информация о работе Особенности консультирования тревожных клиентов