Особенности и условия творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Понятием “мышление” обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления.

Файлы: 1 файл

тв.мышл.docx

— 26.48 Кб (Скачать)

 

 
Три стадии развития творческого мышления:

Выявленные учеными  психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У учащихся способность к творчеству складываются  постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:  
- наглядно - действенное;  
- причинное;  
- эвристическое.

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения.Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:  
-четкое и ясное представление образов предметов;  
-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;  
-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;  
-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.  

Одним из направлений  развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки  привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно  зависит от умения мысленно связывать  далекие, не связываемые обычно в  жизни, образы предметов.

Причинное  мышление  связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления (Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139 ). Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления. С одной стороны, благодаря осознанию правил и законов, творчество учащихся становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.  
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим


Информация о работе Особенности и условия творческого мышления