Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:17, реферат
Понятием “мышление” обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления.
Три стадии развития
творческого мышления:
Выявленные учеными
психологические компоненты творчества
являются свойствами взрослого мышления.
У учащихся способность к творчеству
складываются постепенно, проходя несколько
стадий развития. Эти стадии протекают
последовательно. Исследования творчества
учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития
творческого мышления:
- наглядно
- действенное;
- причинное;
- эвристическое.
Наглядно
- действенное мышление позволяет учащемуся
понимать пространственные и временные
отношения.Мышление рождается из действия.
Очень важными для развития мышления являются
задания на исследование образа-представления,
на развитие фантазии. Можно назвать несколько
психологических качеств, лежащих в основе
фантазирования:
-четкое
и ясное представление образов предметов;
-хорошая
зрительная и слуховая память, позволяющая
длительное время удерживать в сознании
образ-представление;
-способность
мысленно сопоставлять два и более предмета
и сравнивать их по цвету, форме, размеру
и количеству деталей;
-способность
комбинировать части разных объектов
и создавать объекты с новыми свойствами.
Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление связано с выходом
за пределы представляемого образа ситуации
и рассмотрением ее в более широком теоретическом
контексте. Исследовательская активность
учащихся на этапе причинного мышления
характеризуется двумя качествами: ростом
самостоятельности мыслительной деятельности
и ростом критичности мышления (Шардаков
М.Н. Очерки психологии школьника. - М.,
1955. С. 126-139 ). Способность управлять своим
мышлением, ставить исследовательские
цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных
зависимостей, рассматривать известные
факты с позиций выдвинутых гипотез являются
основными предпосылками творчества на
этапе причинного мышления. Оценка своей
и чужой деятельности с точки зрения законов
и правил природы и общества является
критичностью мышления. С одной стороны,
благодаря осознанию правил и законов,
творчество учащихся становится более
осмысленным, логичным, правдоподобным.
С другой стороны, критичность может помешать
творчеству, так как на этапе выдвижения
гипотезы могут показаться глупыми, нереальными
и будут отброшены. Подобные самоограничения
сужают возможности появления новых, оригинальных
идей.
Чтобы стимулировать творческую активность
и устранить отрицательное воздействие
критичности, используются различные
методы и приемы.
Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим
Информация о работе Особенности и условия творческого мышления