Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:59, реферат
Онтогенез (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения.
Развитие организма ни в коем случае не следует представлять как простое увеличение в размерах. Биологическое развитие человека - сложное морфогенетическое событие. Это результат многочисленных метаболических процессов, деления клеток, увеличения их размеров, процесса дифференцировки, формообразования тканей, органов и их систем.
Введение 3
1.Основные закономерности онтогенеза человека 4
1.1 Фундаментальные характеристики ростового процесса 4
1.2 Кривая роста человека 6
1.3Кривые роста различных тканей и систем организма 11
2. Периодизация роста и развития человека 15
2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития) 15
2.2. Схемы периодизации онтогенеза человека 17
3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Непрерывное
развитие можно представить
как достаточно регулярное
явление, обусловленное "включением"
процесса роста в
отдельные периоды
и "выключением"
в другие. Сама эта регуляция проходит
"под контролем" спектра эндо- и экзогенных
факторов - модификаторов развития. Среди
них есть и очевидные стрессоры. Если стресс
оказывается тяжелым и продолжительным,
наверстывающий рост может быть недостаточным
для полного восстановления нормальной
ростовой кривой: состояние организма
изменилось необратимым образом, и некоторые
из необходимых регуляторных механизмов
уже перестали действовать. Иначе говоря,
начался другой качественный
этап развития.
Чувствительность организма к воздействию
факторов-модификаторов не остается постоянной,
что определяет интенсивность развития.
При этом процесс оказывается наиболее
уязвимым именно в периоды своей наибольшей.
Такие этапы онтогенеза получили название
критических периодов развития (иначе сенситивных,
или чувствительных).
Многофакторное
явление, каковым является процесс
развития человека нелегко представить
в виде простой схемы. Дело в том,
что при строгом научном
Логичное следствие из сказанного - существует
огромное количество разных вариантов
периодизации онтогенеза человека и ни
один из них нельзя на настоящий момент
признать более правильным, чем другой.
Однако среди них есть менее и более удачные.
Похоже решение проблемы - исследуя различные
проявления возрастной изменчивости,
специалисты отдают предпочтение тем
схемам, которые наилучшим образом соответствуют
данному аспекту (объекту изучения). Так
сама практика работы выбирает наиболее
"жизнеспособные" из предлагаемых
теоретических вариантов. Рассмотрим
некоторые из них:
В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст(от 7 до 11-12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17-18 лет).
Весьма успешно применяются в практике палеоантропологических исследований схемы, основанные на данных о развитии зубной системы, костей черепа и посткраниального скелета (периодизации по типу "Infantilis-Sinilis"). Пять основных периодов развития были определены удачно, и в дальнейших модификациях уточнению подлежали только возрастные лимиты для отдельных. В исследовательской практике, как правило, особо оговаривается еще и период новорожденности (nb, условно - от рождения до 10 дней жизни).
В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два знакомых нам крупных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:
Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа (таблица 3.):
Таблица 3. Периодизация индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком.
|
Наконец, пожалуй,
наиболее широкое применение в отечественной
науке нашла схема, принятая на VII
Всесоюзной конференции по проблемам
возрастной морфологии, физиологии и
биохимии (Москва, 1965 г.)
|
Две
последние системы на настоящий
момент следует признать наиболее удачными
и применимыми для решения
вопросов возрастной антропологии, педиатрии
и педагогики - они наилучшим образом
описывают основные закономерности
развития человека и соответствуют
им.
Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст - это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится наша интегральная оценка морфофункционального статуса.
Введение в научный оборот термина "биологический возраст" связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория - реалия не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п. Действительно, в среднестатистической группе людей, скажем, в период от 8 до 12 лет у мальчиков и в 8-11 лет у девочек происходит прорезывание большинства постоянных зубов, начинается развитие вторичных половых признаков, идут характерные изменения психики и т.п. Однако все вместе эти "типичные" изменения характерны только для "среднего" ребенка из этой группы, то есть тех мальчиков или девочек, у которых процесс роста и развития отдельных систем организма наиболее интегрирован (сбалансирован или нормален).
Обычно же, не меньшая часть индивидов отклоняется от этого среднего варианта развития:
Информация о работе Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление