Основные представления о личности в гуманистической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:18, творческая работа

Краткое описание

Гуманистическая психология была создана как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Корни в экзистенциальной философии – Ясперс, Кьеркегор, Сартр, Хайдеггер. Представители: Фромм, Олпорт, Маслоу, Роджерс, Франкл.

Файлы: 1 файл

Общие представления о личности в гуманистической психологии.pptx

— 447.32 Кб (Скачать)

Общие представления  о личности в гуманистической  психологии.

 

    Гуманистическая психология была создана как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Корни в экзистенциальной философии – Ясперс, Кьеркегор, Сартр, Хайдеггер. Представители: Фромм, Олпорт, Маслоу, Роджерс, Франкл.

Концепция становления (динамика). Маслоу.

 

Человек как единое целое.

Направленность  на индивидуальность. Принцип

несводимости  суммы к целому (мотивация влияет на человека

в целом). Неуместность экспериментов на животных.

Разрушительная  сила в людях – результат фрустрации

(ненаследственная) – противоположность Фрейда (природа

человека хороша). Творчество неотъемлимое свойство

природы человека (присутствует от рождения, но теряется в

результате окультуривания – официальное образование).

Творчество ведет к самовыражению. Критика Фрейда: однобокость

теории (изучении болезней, а не здоровья). Через здоровье можно

понимать заболевание. Человек – желающее сущ-во, редко

достигающее состояния  полного удовлетворения. Все

потребности врожденные (инстинктоидные). Иерархия

потребностей: физиологические, безопасность и защита,

принадлежность  и любовь, самоуважение, самоактуализация

(потребность личного усовершенствования).

Снижение человечности – невроз – снижение актуализации

человеческих  возможностей. Невроз – утухание внутренних

сигналов.

    •  Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями). Дефицитные мотивы (детерминанты поведения, удовлетворяют 5 критериям: их отсутствие – болезнь, присутствие – предотвращение болезни, восстановление – излечение болезни, при определенных условиях – предпочтение их удовлетворения, не активны, функционально отсутствуют у здорового)  и мотивы роста (метапотребности – б-мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал). Метапотребности: целостность, совершенство, завершение, закон (порядок), активность, богатство, простота, доброта, красота, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность (нет иерархии, инстинктивны). Мотивация роста – повышение напряжения, а дефицитарные – понижение. Неудовлетворение метапотребностей – метапатология (апатия, цинизм, отчуждение)

Роджерс  
Феноменологический подход

 

    • Все мотивы включены в состав достижения мастерства (тенденция актуализации). Движение по направлению большей сложности. Организмический оценочный процесс показывает соответствует ли настоящие переживания тенденции актуализации. Единственная реальность – субъективный мир переживания человека; центральное место – Я-концепция (включает Я-идеальное). Элементы, определяющие развитие Я-концепции: потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание (любят всегда). Угроза возникает, если противоречие между Я-концепцией и организмическими переживаниями.
    • Защитные механизмы: искажения или отрицания восприятия (рационализация). Личностные хар-ки полноценно функционирующих людей: открытость к переживаниям, экзистенциальный образ жизни (каждое переживание – новое), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Противоположность бихевиоризма (свобода выбора). изменяемость (постоянный рост), субъективность (мир субъективен).

Олпорт  
Диспозициональное направлении.

 

    • Личность – динамическая организация психофизических систем индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. В этом определении схвачены существенные хар-ки Л, подчерк роль психофизиологических систем, т.е. личность рассматривается в целостной связи с организмом. Также подчерк целостность и динамический хар-р Личности – Личность как постоянное (организация, стр-ра), с другой стороны – это изменяющаяся сис-ма, т.е. поднимается вопрос об изменчивости. Также говорится, о роли Личности в регуляции поведения.
    • Все, что наблюдаемо – выражение личности. Теория черт. Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Люди активно выискивают соц ситуации, которые способствуют проявлению черт. Черты личности более общи, чем привычки. Они являются движущим элементом поведения. Черта личности – моральное или соц оценка. Если поступки не согласуются с данной чертой личности, то это не значит, что данная черта отсутствует. Черты – диспозиции: кардинальные (все поступки высвечивают эту черту), центральные (яркие хар-ки), вторичные. Проприум: принцип орг-ии всех индивидуальных ос-тей, самое главное качество, формирование самости, уникальности человеческого сущ-ва.
    • 7 аспектов самости и стадии: телесная, самоидентичность( непрер-ть Я), самоуважение, расширение самости(Я охватывает аспекты соц и физич окр-я), образ себя, рациональное управление самим собой(применяется абстракция и логика для решения повседневных проблем), проприотивное стремление (целостное чувство Я, планирование перспективных целей – подростковый возраст) –самое главное.  На последней стадии своего развития проприум осознает себя как уникальную способность чел-ка  к самоосознанию и самопознанию.
    • Оригинальная идея – функциональная автономия (2 вида – устойчивая Ф.А., связанная с НС; собственная Ф.А. характеризует приобретенные цен-ти, установки человека). Основная идея Ф-ой.Авт. – прошлое это прошлое. Важно не то, что было, а то, чем стало. Скряга, продолжающий жить скупо, после того как разбогател.  Первоначальной причины уже нет, а поведение сохраняется.  Механизм Ф.А. объясняет формирование личности. Зрелая личность: широкие границы Я (умение смотреть на себя со стороны), теплые, сердечные соц отношения; эмоциональная неозабоченность ,  реалистичное восприятие и притязание, чув-во юмора, цельная жизненная философия.
    • Подготовила:Конапелько.Ю.Д.

Студентка 3 курса ДФО

31 группа


Информация о работе Основные представления о личности в гуманистической психологии