Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:25, контрольная работа
1. Во втором десятилетии ХХ века новое течение получило название бихевиоризма, а его лидером стал тридцатипятилетний психолог Джон Б. Уотсон. Основные положения бихевиоризма Уотсона были просты, смелы и упрямы. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул – реакция».
2. Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями так называемой когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, что всесторонне обосновано бихевиористами, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского cognoscere и означает познавать, знать.
3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальтпсихологии.
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем 3
2. Раскройте основные положения когнитивной психологии 9
3. Психологическое положение гештальтпсихологии (тест) 13
Список использованной литературы 15
Как утверждает Дж.Келли,
любой человек осмысливает и
оценивает явления внешней
Всесторонне обосновывается положение о том, что система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж.Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения».
Ряд содержательных положений высказано Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.
Главная идея А.Бандуры (р.1925) – научение через наблюдение. Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. А.Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влияния своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.
Большое значение в сознательном поведении личности А.Бандура, кроме наблюдений, отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.
Вполне определенно А.Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над безсознательными детерминантами поведения. Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки программы самоконтроля и ее выполнения.
Социально – когнитивный подход к изучению психологических факторов поведения человека по-своему представлен в работах Дж.Роттера. В своей теории социального научения он исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения. Дж.Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А.Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
Укажите, какое
психологическое положение из перечисленных
следует отнести к
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
Знание человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом». Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы встающие перед нами каждую минуту. Когнитивная психология исходит из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды.
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;
Бихевиоризм исследует
психологические явления объект
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
Гештальт-психология, это направление развивает идеи когнитивной психологии, главным образом идею об организованном характере человеческого сознания и мышления. Главное внимание это внутренняя психическая деятельность человека.
Слово Gestalt означает форму, организацию, вид, образ. В психологии понятие «гештальт» употребляется в смысле «организованного целого», свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Характерными идеями гештальт-психология являются: идея образа как целостного образования, возникающего в так называемом инсайте- мгновенном «схватывании» структуры объекта; идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов (в частности, подчеркивается, что «соответствие» в реальных межличностных отношениях субъективно переживается как психологический комфорт); идея ассимиляции и контраста, используемая при характеристике восприятия человека человеком (человек воспринимается или путем ассимилирования его с той или иной социальной или этнической группой, или, напротив, по контрасту с ней). Гештальтисты широко применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей того или иного целостного образа, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным.
Информация о работе Основные направления современной западной психологии