Основные направления, методы и виды психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:52, реферат

Краткое описание

ПСИХОТЕРАПИЯ -- разновидность активного психологического воздействия на пациента, находящегося в болезненном состоянии, либо в состоянии кризиса или стресса. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных проявлений, так и коррекцию индивидуальных психологических свойств человека с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.

Файлы: 1 файл

Основные данные о работе.docx

— 24.26 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Пензенский
Вид работы Телеэссе
Название  дисциплины Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Тема «Основные направления , методы и виды психотерапии»
Фамилия студента Матвеева
Имя студента Татьяна
Отчество  студента Валерьевна
№ контракта 03500070701011

  

     Содержание

     Основная  часть

     Глава основной части

 
 

ПСИХОТЕРАПИЯ -- разновидность активного психологического воздействия на пациента, находящегося в болезненном состоянии, либо в состоянии кризиса или стресса. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных проявлений, так и коррекцию индивидуальных психологических свойств человека с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.

 

  Основные направления  и методы в психотерапии. 

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории (психодинамическая , поведенческая и гуманистическая, «опытная») соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. 

Динамическое (психодинамическое) направление в психотерапии.  

 Динамическое  направление в психотерапии основано  на глубинной психологии —  психоанализе. В настоящее время  в рамках динамического направления  существует много различных школ, однако общим, объединяющим взгляды  представителей этого подхода,  являются представления о бессознательных  психических процессах и психотерапевтических  методах, используемых для их  анализа и осознания. 

   Психологическая  концепция. В рамках этого подхода  личность рассматривается как  система отношений индивида с  окружающей средой, как целостная,  организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных  связей с реальной действительностью.  Центральное место в этом определении  занимает понятие «отношение».  Психологическая категория отношения  понимается как внутреннее субъективное  отношение, формирующееся под  влиянием отношений реального  мира на основе психических  свойств человека как индивида. Именно внутренне субъективные  отношения характеризуют личность  конкретного человека, его неповторимую  индивидуальность. Отношения являются  ядром личности, они представляют  собой внутренние условия, преломляющие  и опосредующие воздействия извне.  Мясищев выделял три группы  отношений: отношение к себе, отношение  к другим людям и отношение  к миру объектов и явлений.  Каждое отношение характеризуется  тремя компонентами: когнитивным,  эмоциональным и поведенческим.  Когнитивный компонент содержит  информацию об объекте отношения,  эмоциональный — степень привлекательности,  желательности или непривлекательности,  нежелательности этого объекта,  эмоциональное отношение к нему, поведенческий — содержит способы  поведения и взаимодействия с  данным объектом. Отношения личности, определенным образом связанные  между собой, образуют систему  отношений, которая иерархизована у каждого человека индивидуально, все отношения, входящие в состав системы, имеют различную значимость для человека, что связано с историей развития его личности. Система отношений задает определенные способы поведения, играет направляющую и динамизирующую роль в целостном поведении человека. 

. Основоположником  психоанализа является Фрейд.  Психологическая концепция, концепция  личности в психоанализе представляет  собой реализацию психодинамического подхода. Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека, психики с точки зрения динамики, с точки зрения взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих (различных психических феноменов, различных аспектов личности) и их влияния на психическую жизнь и поведение человека. 

  Бессознательные  психические процессы. Центральными  в психоанализе являются представления  о бессознательных психических  процессах, которые рассматриваются  как основные детерминанты личностного  развития, как основные факторы,  движущие силы, определяющие и  регулирующие поведение и функционирование  человеческой личности. В целом,  психическая жизнь человека рассматривается  как выражение бессознательных  психических процессов. Содержание  бессознательного составляют инстинктивные  побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности,  которые угрожают сознанию и  вытесняются в область бессознательного.

Психоанализ

Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного. С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств являются травмирующие психику пациента какие-либо события в его сексуальной сфере, произошедшие в детстве, память о которых вытеснена за пределы сознания, и, соответственно, цель психоаналитической терапии - найти эти причины и сделать эти события фактом сознания. При этом подавляемая энергия этого события, проявляющаяся в симптомах заболевания, высвобождается и, таким образом, пациент выздоравливает. Писатель Стефан Цвейг образно сравнил психоаналитика с охотником, который по еле-еле заметным следам может определить породу и размер зверя и выследить его, только для психоаналитика следами являются не отпечатки ног, а ассоциации, ошибочные действия, оговорки, сновидения. Анализируя их вместе с пациентом, психоаналитик постепенно идёт к тому, что пациент восстанавливает травмирующее событие в своей памяти и переживает его заново, это приводит его к катарсису - очищению, и как следствию, исчезновению болезненных симптомов.

Психологическая концепция. В рамках этого подхода  личность рассматривается как система  отношений индивида с окружающей средой, как целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Центральное место  в этом определении занимает понятие  «отношение». Психологическая категория  отношения понимается как внутреннее субъективное отношение, формирующееся  под влиянием отношений реального  мира на основе психических свойств  человека как индивида. Именно внутренне  субъективные отношения характеризуют  личность конкретного человека, его  неповторимую индивидуальность. Отношения  являются ядром личности, они представляют собой внутренние условия, преломляющие и опосредующие воздействия извне.  

. 
 

Поведенческое направление в психотерапии. 

Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Поведенческая психотерапия включает широкий круг методов. Развитие методических подходов в рамках этого направления отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению: от методов, направленных на изменение открытых форм поведения, непосредственно наблюдаемых поведенческих реакций (основанных, преимущественно, на классическом и оперантном обусловливании) до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований (основанных на теориях социального научения, моделирования и когнитивных подходах).

Теоретической основой поведенческой психотерапии является психология бихевиоризма. 

Бихевиоризм. Это  направление в психологии сформировалось в начале XX века. Основоположником бихевиоризма является Уотсон, который ввел этот термин и опубликовал его первую программу. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали  также эксперименты Торндайка, заложившие основу для его возникновения, а также труды Павлова и Бехтерева. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только феномены, доступные непосредственному наблюдению. Бихевиоризм во многом развивался в качестве альтернативы интроспективной психологии и исключил из области своего рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению. С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно воздействовать и, следовательно, изучать так же, как это принято в естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм по сути отождествляет психику и поведение. 

  Центральной  проблемой бихевиоризма является  проблема приобретения индивидуального  опыта или проблема научения (обучения) как приобретения различных умений и навыков. Теории научения, разработанные бихевиоризмом, послужили основой для развития конкретных методических подходов поведенческой психотерапии.  

Научение. Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Научение рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей, иными словами, научение является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии (а также важного фактора лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии). 

Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой  клиническое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания и научения . 

 Гуманистическое направление в психотерапии. 

Это направление  в психотерапии весьма неоднородно, что находит выражение даже в  разнообразии терминов, которые используются для его названия. Наряду с термином «гуманистическое направление» его  также часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое» или «опытное» направление. Это  связано, прежде всего, с тем, что  в это направление традиционно  включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается  как основная цель психотерапии, которая  может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического  процесса. При этом далеко не всегда эти подходы имеют в своей  основе собственно гуманистическую  психологию. Поэтому термин «гуманистическое направление» не совсем точно отражает содержание всех конкретных школ в  рамках этого направления. По сути своей  только одна ветвь этого направления  может быть названа гуманистической психотерапией. По-видимому, наиболее адекватным является термин «опытное направление», однако мы все же используем название «гуманистическое направление», учитывая сложившуюся у нас традицию и связь каждого конкретного подхода в рамках этого направления с гуманистической психологией. 

В основе гуманистической  психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес  в гуманистическую психологию интерес  к проявлениям человеческого  бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных  теоретических построений, интерес  к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту  непосредственного переживания («здесь и сейчас») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и  некоторое влияние восточной  философии, которая стремится к  соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная  система, не являющаяся чем-то заранее  данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. 

Концепция личности. Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших  представителей этого подхода Мэй писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных и даже животных инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного фактора — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая человека глубины и духовного, внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которую за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, которая рассматривается как «гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду». Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. 
 

Информация о работе Основные направления, методы и виды психотерапии