Основные этапы возрастно-психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:47, творческая работа

Краткое описание

Основой возрастно-психологического консультирования является возрастная психология.
Психолого-педагогическое консультирование-это вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков.
Психолого-педагогическое консультирование осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач

Файлы: 1 файл

этапы консультирования.pptx

— 487.11 Кб (Скачать)

Специфика психоконсультирования клиентов, находящихся на разных возратсных этапах

 

Основные этапы возрастно-психологического консультирования

 

Выполнила: Тазрашева А.А.

       Основой возрастно-психологического консультирования является возрастная психология.

 

       Психолого-педагогическое  консультирование-это вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков.

     Возрастно-психологическое  консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии - задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции.

        В отличие от других видов психологического консультирования, предметом возрастно-психологического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребёнка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т.е. индивидуальные особенности возрастного развития.

  Психолого-педагогическое  консультирование осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

1. Этап сбора  исходной информации (первичный  приём, выявление жалобы, уточнение  и формулирование запроса, сбор  анамнестических данных);

2. Этап комплексного  психологического обследования;

3. Аналитический  этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического  диагноза и условно-вариантного  прогноза; составление психологического  заключения, разработка системы  психолого-педагогических рекомендаций);

4. Этап консультирования  и оказания психологической помощи  клиенту;

5. Этап реализации  коррекционных и профилактических  мероприятий.

        Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка.

        В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования, полученные сведения группируются в четырех основных разделах:

  1. состояние здоровья;
  2. сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет;
  3. данные об особенностях поведения и деятельности ребенка;
  4. дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. 

 

 

 

  • Взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

 

  • младенчество (от рождения до 1-го года);
  • преддошкольное детство (1-3 года);
  • дошкольное детство (3-6 лет);
  • младший школьный возраст (6-10 лет);
  • подростковый возраст (10 - 15 лет);
  • юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год);
  • зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет);
  • пожилой возраст (60 - 75 лет);
  • старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше).

 

 

 

 

В консультативной деятельности возрастного психолога выделяют 2-а аспекта:

 

  • Ребенок выступает в качестве клиента, но самостоятельно решить собственную проблему не может.
  • Запросы всегда поступают от родителей или другого взрослого, но он не остается в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребенка
  • До подросткового возраста.Для добавления текста щёлкните мышью

 

 

 

 Основная цель:

 

1) Контроль за ходом психического развития ребенка в нормативном содержании и возрастного процесса психического развития.

2) Оказание своевременной психологической помощи детям и их близким имеющим отношений к развитию, воспитанию и обучению детей.

 

 

 

 

        Консультативная практика показывает, что в развитии детей укладывающихся в границы медико-биологической нормы имеются множество трудностей психологического плана:

1)Несоответствие требований со стороны социально-культурного отношения.

2)Оптимальное развитие ребенка в оптимальных условиях

3)Влияние социально психологических факторов

 

 

 

Задачи ВПК:

 

    • 1) Пропаганда психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка (родителям и учителям)
    • 2) Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в медико-психологические консультации

 

 

 

 

    • 3) Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. Психолог решает эти проблемы в содружестве с педиатрами и патопсихологами
    • 4) Разработка рекомендаций на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в школьном обучении детей (для родителей, учителей, воспитателей).

 

 

 

 

    • 5)   Коррекционная работа в группах при консультациях (коррекция детско-родительских отношений, коррекция общения, разработка рекомендаций по воспитанию детей в семье).

 

 

 

    • Таким образом ВПК направленно на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию. Другими словами ВПК охватывает все виды деятельности сегодня.

 

 

 

Существует 2 подхода в психологии о необходимости ВПК:

 

    • ВПК необходимо, так как оно имеет свою специфику и большинство проблем ребенка невозможно решить без учета его развития в онтогенезе, социальной ситуации и других аспектов.

 

 

 

    • Возрастное консультирование выделять самостоятельную область не следует, так как в работе с детьми и так можно применить традиционные способы и методы.

 

 

 

 Принципы работы возрастного психолога-консультанта

 

 

 

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

 

    • Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

 

 

 

Ориентация на нормы и ценности клиента

 

    • Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

 

 

 

Запрет давать советы

 

    • У клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.

 

 

 

Анонимность

 

    • Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.

 

 

 

Разграничение личных и профессиональных отношений

 

    • переход с клиентами на дружеские отношения или пытка оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам

 

 

 

Включенность клиента в процесс консультирования

 

    • Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.

Спасибо за внимание!!!


Информация о работе Основные этапы возрастно-психологического консультирования