Специфика
психоконсультирования клиентов, находящихся
на разных возратсных этапах
Основные
этапы возрастно-психологического консультирования
Выполнила:
Тазрашева А.А.
Основой возрастно-психологического
консультирования является возрастная психология.
Психолого-педагогическое
консультирование-это вид
индивидуального психологического консультирования
по вопросам психического развития, обучения
и воспитания детей и подростков.
Возрастно-психологическое
консультирование направлено на практическое
решение важнейшей задачи возрастной
психологии - задачи систематического
контроля за ходом психического развития
детей в целях его оптимизации и коррекции.
В отличие от
других видов психологического консультирования,
предметом возрастно-психологического
консультирования являются динамика и
содержание психического развития ребёнка
(подростка) на каждой возрастной стадии
развития, т.е. индивидуальные
особенности возрастного развития.
Психолого-педагогическое
консультирование осуществляется в несколько
этапов, на каждом из которых осуществляется
решение соответствующих задач:
1. Этап сбора
исходной информации (первичный
приём, выявление жалобы, уточнение
и формулирование запроса, сбор
анамнестических данных);
2. Этап комплексного
психологического обследования;
3. Аналитический
этап (анализ полученных данных,
их интеграция, формулирование психологического
диагноза и условно-вариантного
прогноза; составление психологического
заключения, разработка системы
психолого-педагогических рекомендаций);
4. Этап консультирования
и оказания психологической помощи
клиенту;
5. Этап реализации
коррекционных и профилактических
мероприятий.
Содержательная специфика возрастно-психологического
консультирования концентрируется вокруг проблем психического
развития ребенка.
В соответствии с общей схемой возрастно-психологического
консультирования, полученные сведения
группируются в четырех основных разделах:
- состояние здоровья;
- сведения об особенностях
социальной обстановки, в которой ребенок
растет;
- данные об особенностях
поведения и деятельности ребенка;
- дифференцированная характеристика развития
познавательной и эмоционально-личностной
сфер ребенка.
- Взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:
- младенчество (от рождения до 1-го года);
- преддошкольное детство (1-3 года);
- дошкольное детство (3-6 лет);
- младший школьный возраст (6-10 лет);
- подростковый возраст (10 - 15 лет);
- юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год);
- зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет);
- пожилой возраст (60 - 75 лет);
- старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше).
В консультативной деятельности возрастного психолога выделяют 2-а аспекта:
- Ребенок выступает в качестве клиента, но самостоятельно решить собственную проблему не может.
- Запросы всегда поступают от родителей или другого взрослого, но он не остается в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребенка
- До подросткового возраста.Для добавления текста щёлкните мышью
Основная цель:
1) Контроль за ходом психического развития ребенка в нормативном содержании и возрастного процесса психического развития.
2) Оказание своевременной психологической помощи детям и их близким имеющим отношений к развитию, воспитанию и обучению детей.
Консультативная практика показывает, что в развитии детей укладывающихся в границы медико-биологической нормы имеются множество трудностей психологического плана:
1)Несоответствие требований со стороны социально-культурного отношения.
2)Оптимальное развитие ребенка в оптимальных условиях
3)Влияние социально психологических факторов
Задачи ВПК:
- 1) Пропаганда психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка (родителям и учителям)
- 2) Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в медико-психологические консультации
- 3) Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. Психолог решает эти проблемы в содружестве с педиатрами и патопсихологами
- 4) Разработка рекомендаций на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в школьном обучении детей (для родителей, учителей, воспитателей).
- 5) Коррекционная работа в группах при консультациях (коррекция детско-родительских отношений, коррекция общения, разработка рекомендаций по воспитанию детей в семье).
- Таким образом ВПК направленно на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию. Другими словами ВПК охватывает все виды деятельности сегодня.
Существует 2 подхода в психологии о необходимости ВПК:
- ВПК необходимо, так как оно имеет свою специфику и большинство проблем ребенка невозможно решить без учета его развития в онтогенезе, социальной ситуации и других аспектов.
- Возрастное консультирование выделять самостоятельную область не следует, так как в работе с детьми и так можно применить традиционные способы и методы.
Принципы работы возрастного психолога-консультанта
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
- Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация
на нормы и ценности клиента
- Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
Запрет давать советы
- У клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.
Анонимность
- Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.
Разграничение личных и профессиональных отношений
- переход с клиентами на дружеские отношения или пытка оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам
Включенность клиента в процесс консультирования
- Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.
Спасибо
за внимание!!!