Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:02, доклад
Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой выделяются три основных компонента. Существуют разные классификации этапов работы с семьей. Часто называют три основных этапа в процессе консультирования [5]:
1. ^ Диагностический этап: систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.
Психологическое консультирование –
это целостная система. Его можно
представить как
1. ^ Диагностический
этап: систематическое отслеживание
динамики развития человека или семьи,
обратившейся за помощью; сбор и накопление
информации и минимальные и достаточные
диагностические процедуры. На основе
совместного исследования психолог и
клиент определяют ориентиры совместной
работы (цели и задачи), распределяют ответственность,
выявляют пределы необходимой поддержки.
При работе с каждой семьей цели и задачи
уникальны, как и ее жизненная ситуация,
но если говорить об общей задаче консультирования
семьи – то это вовсе не «обеспечение
психологического комфорта» и «избавление
от страданий»; главное в кризисной ситуации
– помочь принять жизнь во всех ее проявлениях
(не исключая страдания), пройти через
жизненные трудности и, переосмыслив свои
отношения с собой, другими, миром в целом,
принять ответственность за свою жизнь
и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать
жизненную ситуацию.
Консультант осуществляет необходимую
поддержку клиента, гибко изменяя ее форму
и меру в соответствии с его состоянием
и перспективой ближайшего развития. Семья
сама и только сама может пережить события,
обстоятельства и изменения своей жизни,
породившие семейное неблагополучие.
И никто не может сделать этого за членов
семьи, как не может самый лучший учитель
понять за своего ученика объясняемый
материал. Консультант может лишь создать
условия для изменений и стимулировать
этот процесс: организовывать, направлять,
обеспечивать благоприятные для него
условия, стремясь к тому, чтобы он вел
к совершенствованию семьи или, по крайней
мере, не шел патологическим либо социально
неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация,
психопатизация, самоубийство, преступление
и т.п.). Таким образом, цель максимально
учитывает особенности клиента и его жизненной
ситуации.
2. ^ Основной этап консультирования: отбор и применение средств,
которые позволяют создать условия, стимулирующие
позитивные изменения в семейных отношениях
и способствующие овладению способами
продуктивного взаимодействия. На этом
этапе консультант осмысливает результаты
диагностики (совместного исследования,
отслеживания) и на их основе продумывает,
какие условия необходимы для благоприятного
развития семьи и личности, обретения
членами семьи положительных отношений
к себе, другим, миру в целом и гибкости,
способности успешно контактировать между
собой и с социумом, адаптироваться в нем.
Затем он разрабатывает и реализует гибкие
индивидуальные и групповые программы
социально-психологической поддержки
семьи, ее развития, ориентированные на
конкретную семью и конкретных детей и
взрослых и учитывающие их особенности
и потребности. Предусматривается также
создание специальных социально-психологических
условий для оказания помощи взрослым
и детям, имеющим особенно сложные проблемы.
3. ^ Анализ промежуточных
и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений
в программу консультирования-
Психологическое консультирование –
пролонгированный, многостадийный процесс.
Его процессуальный анализ предполагает
выделение динамики, которая состоит из
стадий, ступеней и шагов, причем следует
различать динамику отдельной встречи
(консультации или тренинга) и динамику
всего процесса консультирования.
Для осмысления динамики можно воспользоваться
метафорой совместного путешествия от
наличной ситуации к желаемому будущему.
Тогда консультирование предстанет как
помощь клиенту в решении трех основных
задач:
определить «место, на котором в момент
обращения находится семья» (В чем состоит
проблема? В чем сущность семейного неблагополучия
и его причины?);
выявить «место, куда хочет прийти путник»,
т.е. состояние, которого хочет достичь
семья или отдельный обратившийся клиент
(сформировать образ желаемого будущего,
определить его реальность) и выбор направления
изменений (Что делать? В каком направлении
двигаться?);
помочь клиенту (семье) туда перебраться
(Как это сделать?).
Процесс решения первой задачи соответствует
диагностическому компоненту сопровождения;
третью можно представить как преобразование
или реабилитацию. Для второй задачи готового
термина еще нет; она решается в ходе соглашения
между клиентом и психологом. Условно
этот этап можно назвать «ответственным
решением» или «выбором пути».
Семейное консультирование представляет
собой процесс, проходящий несколько этапов.
Длительность работы с семьей обусловлена
степенью сложности проблемы, выраженностью
межличностных конфликтов, стремлением
достичь определенных изменений. С семьей
заключается контракт на работу, где вопрос
о продолжительности работы, количестве
встреч решается совместно.
Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют в
этой работе 4 этапа [12]:
1. ^ Диагностический
этап, где семье ставится психологический
диагноз - типизация семейных нарушений
с учетом индивидуально-личностных свойств
членов семьи. Диагностика осуществляется
в процессе присоединения консультанта
к семье, выдвижения и проверки гипотез.
Особенности диагностики:
- она проводится на всех этапах работы
с семьей и предопределяет выбор техник;
- необходимо соотносить полученные данные
с собственными впечатлениями, которые
сложились на основании наблюдений и беседы.
2. ^ Этап ликвидации семейного
конфликта состоит в том, что происходит
выявление и прояснение истоков семейного
конфликта и ликвидация его посредством
эмоционального отреагирования каждого
члена семьи, вовлеченного в конфликт,
в результате установления адекватного
контакта с психологом. Консультант помогает
членам семьи слушать и слышать друг друга,
выступает посредником при передаче информации
от одного к другому.
3. ^ Реконструктивный
этап заключается в том, что идет
обсуждение актуальных семейных проблем
либо в своей семье, либо в группе людей
со сходными проблемами. В этих же группах
проводится ролевой поведенческий тренинг
и обучение правилам конструктивного
спора.
4. ^ Поддерживающий этап состоит в закреплении приобретенных
навыков эмпатического общения и расширенного
диапазона ролевого поведения в естественных
семейных условиях.
Другие авторы (А. Айви, Р. Кочюнас и пр.)
предлагают [8]: выделить ряд общих и последовательных
этапов работы консультанта, независимо
от того, каковы методологические предпочтения
психолога:
1. ^ Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера
доверия, тепла и поддержки, что необходимо
для последующей работы.
2. Сбор информации заключается
в том, что уточняется проблема семьи,
так как они видятся участниками процесса.
Важно выделять эмоциональные и когнитивные
аспекты проблемы. Уточнение происходит
до той поры, пока консультант и клиент
ни достигнут одинакового понимания проблемы.
Только тогда можно двигаться дальше.
3. ^ Определение целей
консультирования, заключение контракта
с семьей. На этом этапе уточняются предполагаемые
результаты работы с каждым членом семьи,
определяются критерии, по которым станет
ясно, что цель достигнута. Обсуждается
вопрос о месте, времени, частотности,
продолжительности и количестве консультаций,
распределяется ответственность между
семьей и консультантом.
4. ^ Выработка альтернативных
решений предполагает открытое обсуждение
возможных альтернатив решения проблемы.
Это самый сложный этап, так как члены
семьи ведут себя стереотипно. Консультант
отбирает варианты решения проблемы с
учетом мотивации семьи на изменения,
с учетом прошлого опыта: это может быть
моделирование ситуации, психодрама, ролевая
игра, директива и пр.).
5. Обобщение. Здесь
подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые
результаты, заполняется необходимая
документация. При необходимости происходит
возврат на предыдущие этапы.
Иногда консультанты предлагают изменение
схемы работы, например, Б.Б. Грюнвальд,
Г.В. Макоби, придерживаясь предложенной
классификации, расширили число этапов
до 7: 1) установление взаимопонимания;
2) сбор необходимой информации; 3) точное
определение проблемы; 4) поиск альтернатив;
5) заключение нового соглашения, коррекционные
меры и рекомендации; 6) поддержка семьи;
7) подведение итогов [2].
Выделение этапов в процессе консультирования
носит весьма условный характер, реальная
консультация всегда более объемная, чем
предложенная схема. К тому же в реальной
практике часто консультация оказывается
единственной, поэтому психолог стремится
максимально помочь семье решить проблему
в сжатые сроки.