Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, реферат
Ощущения являются основным источником знаний об окружающем мире и вообще о собственном теле. Они являются как бы проводниками, по которым информация о явлениях окружающего мира и состоянии организма доходит до мозга, что помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и в своем собственном теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, сознательная жизнь была бы просто невозможной.
Введение 2
1. Общее понятие об ощущениях и их функциях в психологии 4
2. Классификация ощущений 6
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение А 15
Приложение Б 16
Содержание
Введение 2
1. Общее понятие об ощущениях и их функциях в психологии 4
2. Классификация ощущений 6
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение А 15
Приложение Б 16
Ощущения являются основным источником знаний об окружающем мире и вообще о собственном теле. Они являются как бы проводниками, по которым информация о явлениях окружающего мира и состоянии организма доходит до мозга, что помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и в своем собственном теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, сознательная жизнь была бы просто невозможной.
Бывает так, что человек, которому не поступает никакая новая информация, впадает в сонное состояние. Это происходит, когда у человека внезапно пропадает зрение, слух, обоняние и также когда его осязательные ощущения ограничиваются каким-либо патологическим процессом.
Приблизительно такой же результат получается, когда человека ненадолго помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и человек остается ненадолго в одном и том же (лежачем) положении. Такое состояние сначала вызывало сон, а потом становилось трудно переносимым для испытуемых.
Различные наблюдения показали, что из-за нарушения притока информации в раннем детстве, например из-за глухоты или слепоты, происходят резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Цель работы - проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Задачи:
С помощью ощущений человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. У каждого раздражителя есть свои особенные характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. К примеру, можно услышать звук, с которым летит комар или ощутить его укус. В данном случае звук и укус - это раздражители, которые воздействуют на наши органы чувств. Но важно понять то, что процесс ощущения отражает в сознании лишь только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и естьпроцесс отражения отдельных свойств предмета.
Физиологической основой
ощущений является деятельность сложных
комплексов анатомических структур,
названных И. П. Павловым анализаторами.
Каждый анализатор состоит из трех
частей: 1) периферического отдела, называемого
рецептором (рецептор — это воспринимающая
часть анализатора, его основная
функция — трансформация
Основные функции ощущений:
объектах или свойствах окружающего мира.
свойства, необходимого для ориентировки в мире.
поведения и деятельности.
Ощущениям присущи определенные свойства:
Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающее раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.2
Рецепторы (от лат. recipere - получать, принимать) – специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему.
Не нужно забывать, что ощущения - это не только источник наших знаний о мире, но еще и источник наших чувств и эмоций. Самая простая форма эмоционального переживания — это чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, которое непосредственно связано с ощущением. К примеру, хорошо известный факт, что некоторые цвета, звуки, запахи могут вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.
Ощущения - это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле.
По модальности (видам анализаторов) различают ощущения:
Выделяют также интермодальные ощущения.
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза, нашего зрительного аппарата. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать свои движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.
Светочувствительным
органом глаза является
При дневном освещении
активны колбочки или колбочки
и палочки вместе — в
Слуховые ощущения возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха. Физический раздражитель, воспринимаемый человеком как звук, представляет собой изменение давления воздуха. Например, камертон после удара по нему начинает колебаться. Эти колебания вызывают волны сжатия (высокого давления) и разрежения (пониженного давления) воздуха, которые воспринимаются как звук. Орган слуха выполняет функцию преобразования таких изменений давления воздуха в изменения электрической активности нейронов.
По каналам наружного
уха воздушное давление передается
на среднее ухо. Изменение давления
преобразуется в изменения
Ощущения осязательные (или кожные) - включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы:
Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, лишенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.
Ощущения тактильные- дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления.
Иногда выделяют ощущение щекотки.
Ощущения температурные - ощущения тепла или холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см), чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.
Ощущения болевые - одни ученые полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверхности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1кв. см), и располагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.
Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Данные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают об опасности для организма воздушной среды, позволяют в ряде случаев определить состав химического вещества.
Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.
Обонятельная чувствительность
человека тесно связана с вкусовой,
помогает распознать качество пищи. Обонятельные
ощущения предупреждают человека об
опасной для организма
Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.
Вкусовые ощущения - отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество.
Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.
В классификацию вкусов входят четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький). Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений.5
Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906).
На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса:
К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.6,7