Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:58, реферат
Технические и технологические достижения последних десятилетий в промышленности и на транспорте не только позволили повысить эффективность и качество труда. Сложные и опасные технологии, экстремальные условия деятельности человека создали предпосылки для нарушений рабочего процесса, появления ошибочных действий, угрозы возникновения и реальных проявлений аварийных ситуаций. Снижение профессиональной надежности человека-оператора создают основания для развития состояния профессионального стресса и ухудшения работоспособности.
РОСОБРАЗОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра
«Технологии и
инженерные средства
защиты окружающей среды»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «инженерная психология»
на
тему: «Определение
информационной нагрузки
человека-оператора»
Пенза 2010 г.
Профессиональная
надежность и информационный
стресс
Технические и технологические достижения последних десятилетий в промышленности и на транспорте не только позволили повысить эффективность и качество труда. Сложные и опасные технологии, экстремальные условия деятельности человека создали предпосылки для нарушений рабочего процесса, появления ошибочных действий, угрозы возникновения и реальных проявлений аварийных ситуаций. Снижение профессиональной надежности человека-оператора создают основания для развития состояния профессионального стресса и ухудшения работоспособности.
В операторской деятельности причиной многих ошибочных действий и отказов техники являются нарушения информационного взаимодействия в системе «человек–машина». В исследованиях установлено, что, с одной стороны, возникновение ошибочных действий в процессе решения операторских задач часто сопровождается развитием психического напряжения и стресса, а с другой стороны, факторы сложности, ответственности, опасности операторской деятельности обусловливают возникновение напряженности и стресса, которые, в свою очередь, становятся причинами появления ошибок, аварий, катастроф .
Было отмечено, что объективное отсутствие регулятивной информации всегда ведет к нарушениям в структуре и в результате соответствующей деятельности. Довольно часто это отсутствие связано с подпороговым характером ее подачи, с недостатками в обратной связи для регуляции процессов управления, со слабой дифференциацией между параметрами различных сигналов и т. д.
Широко
распространен класс причин ошибок
и последующей напряженности, связанный
с неиспользованием объективно предложенной
информации. Это проявляется в
невосприятии актуально важной информации
в виду маскировки сигнала, отвлечении
внимания (воздействие доминирующих раздражителей),
превышении значений пропускной способности
приема информации, непреднамеренном
пропуске сигналов («вытеснение» релевантной
информации).
Важную
группу причин составляет непреднамеренный
пропуск отображенной информации, когда
она не учитывается при принятии
решения. Это явление отмечается
при отсутствии актуализации накопленной
информации или забывании предшествующей
информации. В ряде случаев наблюдается
обратное явление, а именно преднамеренное
неиспользование ситуативной или воспроизводимой
информации. Чаще всего это происходит
в силу внешних (производственных) обстоятельств
(например, дефицит времени) или снижения
мотивации к деятельности, установки на
необходимость выполнения конкретных
действий. Иногда причиной ошибочных действий
и психической напряженности является
потеря информации вследствие афферентационной
и реафферентационной избыточности, когда,
например, при неожиданном изменении условий
ошибка возникает вследствие того, что
объективно имеющаяся информация не используется,
а непроверенная информация сохраняется.
Ошибочные действия, возникающие в результате
неправильного использования объективно
имеющейся информации, отмечаются не только
при использовании готовых программ действий,
но и при прогнозировании их изменения.
Характерными формами неправильного использования
информации являются ложная идентификация
и иллюзия припоминания. Случаи ложной
идентификации имеют место как при перцептивно
обусловленных иллюзиях органов чувств,
так и при ложном толковании явлений, обусловленных
ожиданием или установкой. Не любое неправильное
восприятие можно объяснить иллюзией
органов чувств. Ложная идентификация
происходит в объективно или субъективно
осложненных (околопороговых) условиях
восприятия в результате того, что идентификация
направлена на один ограниченный элемент
сигнала и добавляет в восприятие даже
то, чего не было, - при этом не могут различаться
объективно схожие и лишь в деталях разные
элементы. Ложная интерпретация, обусловленная
установкой, имеет место, когда статическая
регулярность в предыдущих воздействиях,
а также окружение, в котором появляются
раздражители, заставляет ожидать возникновения
событий определенных классов явлений.
В результате эти события подвергаются
менее дифференцированному перцептивному
анализу. Отсюда редуцированный элемент
сигнала ошибочно принимается за явление,
принадлежащее к ожидаемому классу явлений.
Иллюзии припоминаний понимаются как неадекватная актуализация определенных обстоятельств. Они обусловливаются закономерностями мнемических процессов, а также включают обусловленные установкой изменения (вытеснения, преувеличения).Ошибочные суждения (ошибочные оценки) представляют собой форму неправильного «ориентирования», которые влекут за собой ошибочные действия при прогнозировании их программ. Источником неправильных суждений могут быть ложные данные восприятия, ошибки припоминания или процесса сравнения.Неадекватные программы действий как источник ошибок проявляются при поступлении и использовании, как правило, недостаточной и ложной информации (например, ошибочные действия при неправильной оценке удаления предмета или при неправильной дозировке движения).Ошибки в связи с неправильным построением и реализацией правильных и неправильных программ действий связаны с пространственными, временными, логическими и другими факторами деятельности, с неадекватностью включенных программ текущим событиям. В частности, чем более автоматизирована деятельность, тем чаще она страдает при экстренном изменении ее программы.
В.
Хаккер отмечает, что ошибочные действия
в связи с неправильными
Расчёт информационной нагрузки оператора необходим для того, чтобы выяснить, будет ли оператор справляться с заданием.
Рассчитаем информационную нагрузку Оператора.
Количество операций, совершаемых оператором за 3 час а
Члены алгоритма
Символ
Количество членов
Частота повторения p i
Афферентные: 1
Наблюдение результатов F 10 1
Всего: 10
Эфферентные: 1
Выбор наилучшего варианта из нескольких C 3 0, 04
Исправление ошибок D 1 0,0 1
Анализ полученных результатов M 40 0, 54
Выполнение механических действий K 30 0,4 1
Всего: 74
Итого: 84
Рассчитаем энтропию информации:
Суммарная энтропия: бит/с.
Поток информационной нагрузки равен , где: N – суммарное число всех членов алгоритма; t – длительность выполнения всей работы, мин.
Вывод: Следовательно, информационная нагрузка оператора укладывается в норму
Выводы
В данном разделе был произведён расчёт освещённости рабочего места (с выбором типа ламп и их количества), а также оценка информационной наг.
Кроме того, необходимо в течение 8-ми часового рабочего дня предусмотреть один часовой перерыв на обед, 5-ти минутные перерывы каждые полчаса и 15-ти минутные перерывы каждые 1.5 – 2 часа. Работу необходимо организовать таким образом, чтобы наиболее сложные задачи решались с 11:00 до 16:00 – в период наибольшей активности человека, а не в начале дня, когда оператор ещё не достиг максимальной активности, и не в конце дня, когда уже развивается утомление.
Так как работа оператора не связана с решением крупных логических задач и достаточно однообразна, то рекомендуется по-возможности чередовать виды деятель. Пример чередования видов работ и её интенсивности приведён в графике труда и отдыха.
Табл. 2
Время
Вид работы и её интенсивность
9:00
Начало работы 9:00 – 9:30
Вход в систему, решение общих организационных задач 9:30 – 9:35
5-ти минутный перерыв 9:35 – 10:10
Решение несложных задач, формирование запросов к системе
10:10 – 10:15
5-ти минутный перерыв
10:15 – 10:45
Решение несложных задач, изучение литературы
10:45 – 11:00
15-ти минутный перерыв
11:00 – 11:55
Решение логических, наиболее трудоёмких задач
11:55 – 12:00
5-ти минутный перерыв
12:00 – 13:00
Решение наиболее сложных и трудоёмких задач, требующих максимального умственного напряжения
13:00 – 14:00
Перерыв на обед
14:00 – 14:40
Наблюдение полученных результатов, исправление ошибок
14:40 – 14:45
5-ти минутный перерыв
14:45 – 15:10
Выполнение механических действий, анализ результатов, исправление ошибок
15:10 – 15:30
20-ти минутный перерыв
15:30 – 16:10
Анализ результатов, исправление ошибок
16:10 – 16:15
5-ти минутный перерыв
16:15 – 17:10
Выполнение механических действий, оформление отчётов, подведение результатов
17:10 – 17:15
5-ти минутный перерыв
17:15 – 18:00
Выход из системы, подготовка к следующему рабочему дню (план работ и т.д.)
18:00
Конец работы
Информация о работе Определение информационной нагрузки человека-оператора