Определение индивидуальных особенностей внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Определение индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания).
Задачи исследования:
1. Изучить теорию внимания;
2. Проанализировать исследования по проблеме выявления индивидуальных особенностей внимания;
3. Разработать программу исследования;

Оглавление

Введение 4
I. Обзор психологических исследований изучения внимания 7
1. Понятие внимания 7
2. Физиологические основы внимания 11
3. Функции внимания 16
4. Свойства внимания 17
5. Виды внимания 26
II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость) 31
III. Результаты проведения исследований 34
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 688.00 Кб (Скачать)

N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);

n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки  результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам  строится график работы ребенка над заданием.

По всем показателям S  полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:


 

На основе анализа  этого графика можно судить о  динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При  построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S  у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S  находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S  находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S  находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S  находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балла - показатель S  находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

 

Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так:

10 баллов – все точки  графика на рисунке не выходят  за пределы одной зоны, а сам  график своей формой напоминает  кривую 1.

8-9 баллов – все  точки графика расположены в  двух зонах наподобие кривой 2.

6-7 баллов – все  точки графика располагаются  в трех зонах, а сама кривая  похожа на график 3.

4-5 баллов - все точки  графика располагаются в четырех  зонах, а сама кривая похожа  на график 4.

3 балла - все точки  графика располагаются в пяти зонах, а сама кривая похожа на график 5.

На графике представлены различные зоны продуктивности и  типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим  образом:

Кривая 1 – это график очень высокопродуктивного и  устойчивого внимания.

Кривая 2 – это график низкопродуктивного, но устойчивого  внимания.

Кривая 3 – это график среднепродуктивного и среднеустойчивого  внимания.

Кривая 4 – это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания.

Кривая 5 – это график среднепродуктивного и крайне неустойчивого  внимания.

Все расчеты и графики  делаются на основе бланков испытуемых (см. Приложения ,стр. 52)

Таким образом, обрабатываются результаты, и строится график каждого ребенка.

 

Дима К.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

70

4

2

102

10

3

98

7

4

70

4

5

58

4


 

 

 

Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от 0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.

 

Алеша В.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

110

3

2

80

3

3

96

4

4

94

1

5

108

6


 

 

 

Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,65, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

 

Вадим У.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

132

3

2

119

1

3

99

0

4

163

8

5

111

0


 

 

 

Вывод: График находится в пределах от 0,75 до 1,00 балла, что говорит о высокой продуктивности внимания; Все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, внимание высоко устойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 10 баллов.

 

Дима М.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

94

1

2

61

6

3

71

0

4

97

0

5

51

0


 

 

 

Вывод: Показатель S=0,55 баллам, на графике явно видны большие колебания внимания, точки графика расположены в четырех зонах, таким образом, внимание ребенка среднепродуктивное, неустойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов.

 

Саша В.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

70

0

2

100

4

3

107

5

4

66

2

5

99

3


 

 

 

Вывод: По графику можно сделать вывод, что внимание ребенка является среднепродуктивным и среднеустойчивым: все точки графика располагаются в двух зонах, колебания внимания незначительные. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

 

Таким образом, были вычислены показатели и построены графики по 1 подгруппе детей. Можно сделать вывод, что лишь у одного ребенка показатели продуктивности и устойчивости внимания находятся на достаточно высоком уровне (Вадим У.), у двух детей отмечена средняя продуктивность и устойчивость (Саша В., Алеша В.), еще у одного ребенка продуктивность внимания низкая, но устойчивость высока (Дима К.) и у Димы М. было отмечено среднепродуктивное внимание с большими колебаниями.

Была проведена беседа с педагогами этой группы, и они отметили, что высокие показатели успеваемости у Вадима У., Саши В., Алеши В., Димы К., эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу, они много запоминают, у них высокий познавательный интерес.

Воспитатели замечают , что Вадим У. часто отмечает какие-то неприметные особенности предметов, которые остальные дети не замечают. Было отмечено, что Дима М. на занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость, часто на занятиях он не примечает даже самого главного, успеваемость у этого ребенка средняя. Педагогам группы были даны бланки с кольцами Ландольта, таблицы Бурдона и рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания.

Теперь подведем результаты по второй подгруппе.

 

Саша Д.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

80

1

2

104

2

3

101

1

4

95

6

5

118

14


 

 

 

Вывод: На основе этого графика можно сделать вывод, что у испытуемого среднепродуктивное внимание, но неустойчивое,т.к. точки графика находятся в трех зонах. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 6-7 баллов.

 

Катя Н.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

141

6

2

102

2

3

84

1

4

95

6

5

172

5


 

 

 

Вывод: У испытуемой среднепродуктивное, но крайне неустойчивое внимание, отмечены колебания внимания. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 4-5 баллов.

Информация о работе Определение индивидуальных особенностей внимания