Описание психосоциальнольго кризиса развития юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям.

Оглавление

Введение. Понятие кризиса. Возрастной кризис
Юность
Описание кризиса юношеского возраста (18-22 года)
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр экспер. псих..doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Украины

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

Институт инновационного и последипломного образования

Кафедра Психологии

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Возрастная психология»

Тема: «Описание психосоциальнольго кризиса развития юношеского возраста»

 

 

                                                           Выполнила: Набильская В.В.

                      Курс: 4

                                                         Специальность: психология

                                                     Форма обучения: заочная

                                                                  Преподаватель: Моховиков А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Одесса 2010

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Понятие кризиса. Возрастной кризис

  1. Юность
  2. Описание кризиса юношеского возраста (18-22 года)

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Кризис, от греческого krineo, буквально  означает «разделение дорог». Понятие  «кризис» означает острую ситуацию для  принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в жизни это ситуация,  в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения  препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными,  негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания,  глубинное понимание истинной ценности,  духовное  осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему  сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности.

Кризис - это не тупик, а некие  противоречия, которые накапливаются  у человека. Кризис в жизни - это  всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех ,  семи,  переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период» …

Все жизненные кризисы подобны  матрешке. Тяжело, когда человек  не выходит из кризиса, а накапливает  их. Все кризисы, по сути,  связаны  с поиском смысла жизни и попытками  ответить на вопросы типа "Зачем я живу? Для кого?", а так же  проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

Хотя у человека и есть внутренние резервы ( адаптационные свойства ) для того, чтобы решить возникающие  трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека,  зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека .

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека -  Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения  служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

 

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс  познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента  физического  рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который  определял их как целостное изменение  личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и  рассматривал  это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть  психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым .

 В современных исследованиях  принято опираться на следующую   возрастную периодизацию или  этапы развития :

новорожденный (1-10 дней);

грудной возраст (10 дней - 1 год);

раннее детство (1-3 года);

первое детство (4-7 лет);

второе детство (8-12 лет);

подростковый возраст (13-16 лет);

 юношеский возраст (17-21 год);

зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

второй  период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);

пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

старческий  возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);

долгожители  (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

    1. Детство , включая младенчество  (0- 7 года)
    2. Школьный возраст ( 7 – 16 лет)
    3. Юность ( 16 -20 лет)
    4. Молодость ( 20-30 лет)
    5. Взрослость ( 30 -60 лет)
    6. Пожилой возраст и старость ( 60 - ….. лет )

Юность 

Юность наиболее воспеваемый период жизни – самое начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер.

Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о чем будет сказано дальше.

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.

При условии нахождения работы, человеку предстоит еще и адаптация  на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым  требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.

В этом возрасте характерна и негативная составляющая возможности выбора. Юноша  или девушка могут выбрать  еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.

Особой темой в это период выступает армия. Многие современные люди испытывают страх перед службой, всячески стараясь избежать ее. Этому на самом деле есть причины. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, кардинально изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.

     При "дедовщине"  устанавливаются иерархические  отношения. Здесь главным стимулом  агрессии является желание испытать  власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через "дедовщину" становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.

Описание кризисного юношеского возраста (18-22 года)

В своей контрольной работе я  буду описывать психосоциальный  кризиса своего мужа Алексея в юношеском возрасте (18-22 года).

В периоде 17-18 лет при окончание общеобразовательной школы и поступление в ВУЗ. Юноша до сих пор жил в маленьком городе, а при поступлении в ВУЗ переехал в большой город, его пугало много разных социальных факторов - это новое место жительства, это новое знакомства, это материальное положение, это новая образовательная система и т.д. Но при окончании первого года образования Алексей нашел друзей, поладил с преподавателями, внедрился в новую сферу образования, ему даже стало нравится, у него была основная цель получить высшее образование. Этот социальный кризис ему помогли преодолеть его родители с материальной стороны, и его ровесники.

Следующим этапом в его жизни - это  вступление в более взрослую жизнь  в возрасте 19-20 лет, он женился. Этот немаловажный социальный кризис очень  отобразился на жизни Алексея, так  как он понимал, что пришла пора взрослеть  и думать о семье. На этом этапе  юноша начинает задумываться над реальным финансовым доходом, чтоб обеспечит маленькую, но семью. Помогло в этой ситуации, то что Алексей учится на бюджетной основе, и его стремления получать высшие баллы по предметом для стипендию, хоть и малой но честно заработанной, а также подработки по ночам. Что хорошо Алексей продолжал учится, но бес поддержки родных и близких людей не обошлось, его родители поддерживали на материальном и моральном стадии, что недавало ему войти в кризис возраста.

В периоде 21-22 года более стабильный, но невесомый, так как пришла пора в выборе работы, при окончании ВУЗа (последний год) Алексей в поиске работы, написания дипломной работы. Все начиналось с малого, сначала подработки, а потом более постоянная работа и более осознанная и так по карьерной лестницы вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики  возрастных кризисов как юность: его симптомы, психологическое содержание, динамика протекания, пути выхода их них. Также рассмотрены особенности возрастного кризиса определенного человека в психическом развитии. Конечно, в этой сфере еще очень много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них , на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы:

 

  1. Л.Ф.Обухова «Возрастная психология» 2001
  2. Э. Эриксон «Идентичность. Юность и кризис» 1996
  3. Г.С.Абрамова «Возрастная психология» 2003
  4. В.С. Мухина «Возрастная психология» 2000
  5. Е.И. Рогов «Общая психология» 1997
  6. К.Н. Поливанова Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов» 2000
  7. Д.Б.Эльконин «Избранные психологические труды» 1989
  8. Д.Холлис «Перевал в середине пути: кризис среднего возраста»2002
  9. Г. Крайг, Д.Бокум. «Психология развития» 2004
  10. Л.С. Выготский Собрание сочинений 1981-1984
  11. Интернет источник

 

 

 


Информация о работе Описание психосоциальнольго кризиса развития юношеского возраста