Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:36, контрольная работа
Индивидуальное – наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем. Этот наблюдатель может выступать как единственным исследователем в рамках данного конкретного изучения, так и одним из группы исследователей. В последнем случае он все равно выполняет функции единственного исследователя, но уже в рамках какого-либо этапа или раздела общего исследования.
Коллективное – наблюдение, осуществляемое совместно несколькими наблюдателями.
Параллельно идет развитие теоретических основ конструирования тестов, совершенствование методов математико-статистической обработки. Появились корреляционный и факторный анализы. В итоге были предложены методики, построенные по факторному принципу (опросник Р. Кеттелла 1бРРидр.), и появились новые тесты интеллекта (1936 г. – тест Равена, 1949 г. – тест Векслера, 1953 г. – тест Амтхауэра). В это же время совершенствуются тесты профотбора (батарея GATB для армии США в 1957 г.) и клинические тесты (опросник MMPI в 1940-е гг.).
В послевоенные годы происходят важные изменения в идеологии тестирования. Если раньше тесты «работали» на общество (отсев, отбор, типизация людей по различньш категориям), то в 1950-1960-е гг. тестология «индивидуализируется» и обращается к нуждам и проблемам отдельной личности (тест УСК, опросники Айзенка и др.). Тесты профотбора («годен – не годен») сменяются тестами профориентации («куда годен»). Появляется огромное количество личностных опросников. Цель – углубленное познание личности, выявление ее особенностей.В настоящее время в арсенале психодиагностики имеется более 10 тысяч различных методик.
Опишите процедуру планирование действий в эксперименте и экспериментальную схему.
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план)эксперимента. Планирование включает в себя два этапа
1. Содержательное планирование эксперимента:
2. Формальное планирование эксперимента:
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
Экспериментальная схема - определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. Классифицируются по трем основным параметрам: 1) основание сравнения условий (или уровней); 2) тип изменения и 3) число независимых переменных.
— интраиндивидуальная экспериментальная схема — предъявление одному или группе испытуемых всех исследуемых условий независимой переменной. Используется главным образом в практических индивидуальных экспериментах. Различаются по используемым последовательностям предъявления условий:
1) Схема случайной последовательности;
2) Схема регулярного чередования;
3) Схема позиционно уравненной последовательности.
— межгрупповая экспериментальная схема — предъявление каждого из исследуемых условий независимой переменной разным группам испытуемых. Схемы межгрупповых сравнений:
1) случайное распределение групп;
2) попарное распределение групп;
3) случайное распределение групп с выделением слоев;
4) случайный отбор, групп;
5) случайный отбор групп с выделением слоев;
— кроссиндивидуальная экспериментальная схема — предъявление каждому из испытуемых — (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, причем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей — численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. Выделяют:
1) реверсивное (обратное) уравнивание,
2) полное уравнивание,
3) латинский и
4) сбалансированный квадрат;
— Экспериментальные схемы, связанные с разными типами независимой переменной легко различить по используемой терминологии: условия —для качественного, а уровни — для количественного типа:
— факторная схема — схема эксперимента с двумя или несколькими независимыми переменными. Применяется для проверки гипотез с одним отношением, обеспечивая контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов, и для проверки комбинированных гипотез;
— гомогенная схема — схема факторного эксперимента с одинаковыми основаниями сравнения и типами изменения все привлекаемых независимых переменных;
— гетерогенная схема — то же при разнородности оснований сравнения и типов изменения независимых переменных.
Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).
Независимая переменная (НП) – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор (Х-воздействие) – управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная, другими словами – функционально контролируемая переменная; представлена на двух или более уровнях. В экспериментальной гипотезе понимается в качестве причинно-действующего фактора.
Зависимая переменная (ЗП) – «отклик», или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием независимой переменной (НП). В психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. О – от Observation – фиксируемый, т.е. наблюдаемый и измеряемый показатель, выступающий в качестве ЗП. Используется также термин «измеренная переменная».
Дополнительная переменная (ДП) - входит в формулировку экспериментальной гипотезы как уточнение условий, при которых ожидается действие НП. Её уровень определяет возможность последующих обобщений на изучаемый вид деятельности, популяции, ситуации и т.д.
Побочная переменная (ПП) - порождает систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);