Общий психологический практикум

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:36, контрольная работа

Краткое описание

Индивидуальное – наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем. Этот наблюдатель может выступать как единственным исследователем в рамках данного конкретного изучения, так и одним из группы исследователей. В последнем случае он все равно выполняет функции единственного исследователя, но уже в рамках какого-либо этапа или раздела общего исследования.
Коллективное – наблюдение, осуществляемое совместно несколькими наблюдателями.

Файлы: 1 файл

ОПП.docx

— 34.39 Кб (Скачать)

Параллельно идет развитие теоретических основ конструирования тестов, совершенствование методов математико-статистической обработки. Появились корреляционный и факторный анализы. В итоге были предложены методики, построенные по факторному принципу (опросник Р. Кеттелла 1бРРидр.), и появились новые тесты интеллекта (1936 г. – тест Равена, 1949 г. – тест Векслера, 1953 г. – тест Амтхауэра). В это же время совершенствуются тесты профотбора (батарея GATB для армии США в 1957 г.) и клинические тесты (опросник MMPI в 1940-е гг.).

В послевоенные годы происходят важные изменения в идеологии  тестирования. Если раньше тесты «работали» на общество (отсев, отбор, типизация  людей по различньш категориям), то в 1950-1960-е гг. тестология «индивидуализируется» и обращается к нуждам и проблемам отдельной личности (тест УСК, опросники Айзенка и др.). Тесты профотбора («годен – не годен») сменяются тестами профориентации («куда годен»). Появляется огромное количество личностных опросников. Цель – углубленное познание личности, выявление ее особенностей.В настоящее время в арсенале психодиагностики имеется более 10 тысяч различных методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опишите процедуру планирование действий в  эксперименте и экспериментальную схему.

Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план)эксперимента. Планирование включает в себя два этапа

1. Содержательное планирование  эксперимента:

  • Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
  • Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
  • Выбор необходимого метода эксперимента.
  • Решение вопроса выборки испытуемых:
  • Определение состава выборки.
  • Определение объёма выборки.
  • Определение способа формирования выборки.

2. Формальное планирование  эксперимента:

  • Достижение возможности сравнения результатов.
  • Достижение возможности обсуждения полученных данных.
  • Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального  планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

Экспериментальная схема - определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. Классифицируются по трем основным параметрам: 1) основание сравнения условий (или уровней); 2) тип изменения и 3) число независимых переменных.

— интраиндивидуальная экспериментальная схема — предъявление одному или группе испытуемых всех исследуемых условий независимой переменной. Используется главным образом в практических индивидуальных экспериментах. Различаются по используемым последовательностям предъявления условий:

1)  Схема случайной последовательности;

2)  Схема регулярного чередования;

3)  Схема позиционно уравненной последовательности.

— межгрупповая экспериментальная схема — предъявление каждого из исследуемых условий независимой переменной разным группам испытуемых. Схемы межгрупповых сравнений:

1)  случайное распределение групп;

2)  попарное распределение групп;

3)  случайное распределение групп с выделением слоев;

4)  случайный отбор, групп;

5)  случайный отбор групп с выделением слоев;

— кроссиндивидуальная экспериментальная схема — предъявление каждому из испытуемых — (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, причем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей — численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. Выделяют:

1) реверсивное (обратное) уравнивание,

2)  полное уравнивание,

3)   латинский и

4)   сбалансированный квадрат;

— Экспериментальные схемы, связанные с разными типами независимой переменной легко различить по используемой терминологии: условия —для качественного, а уровни — для количественного типа: 

— факторная схема — схема эксперимента с двумя или несколькими независимыми переменными. Применяется для проверки гипотез с одним отношением, обеспечивая контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов, и для проверки комбинированных гипотез;

— гомогенная схема — схема факторного эксперимента с одинаковыми основаниями сравнения и типами изменения все привлекаемых независимых переменных;

— гетерогенная схема — то же при разнородности оснований сравнения и типов изменения независимых переменных.

Опишите виды переменных при  проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая  переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).

 

Независимая переменная (НП) – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор (Х-воздействие) – управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная, другими словами – функционально контролируемая переменная; представлена на двух или более уровнях. В экспериментальной гипотезе понимается в качестве причинно-действующего фактора.

Зависимая переменная (ЗП) – «отклик», или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием независимой переменной (НП). В психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. О – от Observation – фиксируемый, т.е. наблюдаемый и измеряемый показатель, выступающий в качестве ЗП. Используется также термин «измеренная переменная».

Дополнительная переменная (ДП) - входит в формулировку экспериментальной  гипотезы как уточнение условий, при которых ожидается действие НП. Её уровень определяет возможность  последующих обобщений на изучаемый  вид деятельности, популяции, ситуации и т.д.

Побочная переменная (ПП) - порождает систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);


Информация о работе Общий психологический практикум