Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:50, реферат
Тема моей работы «Общие понятия о темпераменте». Тема очень интересная. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.
Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента сказываются и в учебных занятиях, и в трудовой деятельности. Именно поэтому изучение типов темперамента, их влияния на деятельность, оказывается не только полезным, но и необходимым, особенно для работников управленческой сферы. Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.
Введение……………………………………………………………..…31. История учения темперамента……………………….…………...……...........4
2. Психологические характеристики типов темперамента…………….....….....6
2.1 Сангвинический темперамент………………………………………....…....6
2.2 Флегматический темперамент…………………………………………..….6
2.3 Холерический темперамент………………………………………….….......8
2.4 Меланхолический темперамент……………………………………...…….9
3. Влияние типа темперамента на деятельность………………………………10
4. Темперамент и характер……………………………………...………………13
Заключение……………………………………………………..………………..15
Список литературы………….………………………………………………….16
Индивидуальный стиль деятельности человека обусловлен определенным сочетанием свойств темперамента, проявляющимся в познавательных процессах, действиях и общении. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится только к темпераменту, он определяется и другими причинами и включает в себя умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление призвано обеспечить достижение наилучших результатов деятельности с наименьшими затратами для человека.
То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать или не совпадать с темпераментом.
Ядро
индивидуального стиля
В
трудовой деятельности и личных взаимоотношениях
большое значение имеет совместимость
людей по темпераменту. Так, если рядом
на конвейере будут работать холерик
и флегматик, то это изначально чревато
конфликтом. Холерик будет работать
быстрее и сделает больше, упрекая
флегматика в неповоротливости. Однако
холерик невнимателен к деталям,
и если работа требует точности,
то он склонен допускать брак. Именно
поэтому флегматик резонно
Любопытно,
что нередко благополучные
Наиболее универсальными партнерами являются флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весьма неблагополучными).
Знание
особенностей своего темперамента, их
учет в организации своей
4. Темперамент
и характер
В
буквальном переводе с греческого характер
означает чеканка, отпечаток. В психологии
под характером понимают совокупность
индивидуально-своеобразных психических
свойств, которые проявляются у
личности в типичных условиях и выражаются
в присущих ей способах деятельности
в подобных условиях. Характер - это
индивидуальное сочетание существенных
свойств личности, выражающих отношение
человека к действительности и проявляющихся
в его поведении, в его поступках.
Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности
с темпераментом и
Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.
С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера
Физиологической
основой характера является сплав
черт типа высшей нервной деятельности
и сложных устойчивых систем временных
связей, выработанных в результате
индивидуального жизненного опыта.
В этом сплаве системы временных
связей играют более важную роль, так
как тип нервной системы можно
сформировать все общественно ценные
качества личности. Но, во-первых, системы
связей формируются различно у представителей
разных типов нервной системы
и, во-вторых, эти системы связей
проявляются своеобразно в
Например,
решительность характера можно
воспитать и у представителя
сильного, возбудимого типа нервной
системы, и у представителя слабого
типа. Но воспитываться она будет
по-разному и проявляться
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы)
Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.
Характер
каждого человека представляет собой
единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха
характеризуется определенным общим
укладом жизни и общественно-
Заключение
Хотя темперамент, конечно, не может определять отношений личности, ее стремлений и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения, характера человека. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, насколько он проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности — постепенно ткут узоры. Канва и узор в конечном итоге представляют собой единство — характер, о котором И. П. Павлов говорит как о сплаве типа нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания, закрепившихся в виде тех или иных способов реагирования.
Отношения
личности, ее убеждения, стремления, сознание
необходимости и долга
Таким
образом, изолированно рассматривать
темперамент и тем более
Список
использованной литературы
1.Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер //Психические особенности человека. − Л., 2007.— Т.1.
2. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск: "Народное образование", 2005.
3. Левитов Н. Д. «Психология характера.» – М.: "Просвещение", 2006.
4.Словарь по психологии // Под ред. Ж. Лапланж. – М.; Высшая школа; 2005.
5.Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога». Книга первая. – М.: Владос, 2005.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2007. – 712 с.:
7.Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность, Москва, "Наука", 2005.
8.Николаенко В.М
«Психология и педагогика: учебное пособие»
2007 г.
Размещено на Allbest.ru