Общение. Межличностное отношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 06:46, реферат

Краткое описание

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩЕНИЕ 4
ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 5
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 10
ОБЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ COBМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
ОБЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 14
ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ОБЩАЯСЬ 15
ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 19
НОРМАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 22
СЛОВАРЬ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27

Файлы: 1 файл

Общение.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Приведённые теории, противоречивые по своей сущности, лежат у истоков языкознания. Они, по сути, не раскрывают вопроса о происхождении языка, поскольку рассматривают его как явление изначально заданное, а поэтому статичное, неразвивающееся. Эти ошибки попытался снять В. Гумбольт, который определяет язык как работу духа.

    “Язык, - говорил Гумбольт, - есть не дело, не мертвое произведение, а деятельность, т.е. самый процесс производства. Поэтому его истинное определение может быть только генетическое: язык есть вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли. Это - определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится; но, собственно говоря, только совокупность таких актов речи есть язык… В языке образуется запас слов и система правил, посредством коих он в течение тысячелетий становится самостоятельной силой”9. Гумбольт не только улавливает двойственную сущность языка, считая его “столько же деятельностью, сколько и произведением”, он даёт новое направление языкознанию, указывая на связь языка и мышления: “Язык есть орган, образующий мысль”10.

    Таким образом, ученые приступают к исследованию образующегося посредством слова понятия, без которого невозможно истинное мышление. При этом понятие рассматривается как индивидуальный акт отдельного лица. Вместе с тем указывается, что язык развивается только в обществе, потому что человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, - племени, народа, человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НЕВЕРБАЛЬНОЕ  ОБЩЕНИЕ

 

    Невербальная  коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения  людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.

    Невербальная  коммуникация - это выразительные  движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (например дарение женщине букета цветов, преподнесение неудачливому жениху “гарбуза”). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т.п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т.д.

    В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенном системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

    Знание  языка жестов и телодвижений позволяет  не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Итак, для  того чтобы достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного, общения.

    Во  всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение (хотя, например, в Болгарии - как раз наоборот - отрицание или несогласие). Жест ”пожимание плечами” является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

    Непременным атрибутом любой встречи и  прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. С помощью интенсивности рукопожатия, различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Степень глубины чувств зависит от того,

на  какое место кладут руку.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности  и желании говорить откровенно. К  этой группе знаков относятся жесты “раскрытые руки” и “расстёгивание пиджака”. Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связанны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы или расхаживает по комнате. Жест ”расхаживание” служит знаком того, что не следует спешить.

    Жест  “закладывание рук за спину с  захватом запястья” говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение “возьми себя в руки”. Этот жест используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер наверняка почувствует это. Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест “закладывание рук за голову”.

Жесты готовности сигнализируют о желании  закончить разговор или встречу  и выражаются в подаче корпуса  вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

    Помимо  рассмотренных ранее поз и  жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ  COBМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений11. В философском словаре взаимодействие трактуется как “процесс взаимного влияния”, “всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями”12.

    Взаимодействие  определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность”13. По выражению В.А. Петровского, “в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми”14. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние.

    Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая  связь субъектов, обладающих сознанием  и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие “межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание”, “взаимопомощь” (“взаимное содействие”), “сопереживание”, “взаимное влияние”. Эти составляющие имеют свою противоположность: “взаимное непонимание”, “противодействие” или “отсутствие действия”, “отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния”.

    В чем же сущность понятия общения  в контексте взаимодействия?

    Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

    обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

    выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

    восприятие  и понимание людьми друг друга  в процессе решения совместных задач.

    Иногда  проявляется тенденция к отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”. Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении. Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении люден не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

    Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда оплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношении, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т.е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

    Межличностное взаимодействие предполагает совместимость и срабатываемость партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношении. Совместимость как удовлетворенность партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют о наличии реального межличностного контакта. Контакт считают промежуточной формой взаимодействия, посредством которой оно может перейти или не перейти в общение.

    Понятие “контакт” употребляется в нескольких значениях. “Ком-такт” может означать прикосновение (от лат. contactus, con-tingo -трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях15. В связи с этим в одних случаях говорят о хорошем и тесном, непосредственном или, наоборот, о слабом, неустойчивом, неустоявшемся, опосредованном контакте; в других случаях - о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

    В условиях реализации непосредственных влияний людей и их взаимодействия в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение, конформизм. Наивысший уровень взаимосвязанности, имеющий место там, где деятельность одного человека невозможна без деятельности другого, а общение пронизывает все стороны совместной деятельности, характеризуется максимальным уровнем влияния общения на психические проявления индивидов.

ОБЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

 

    Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: “Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их”. В соответствии с этим убеждением общение во многом зависит от того, как человек воспринимает мир и как он думает о мире. Эту мысль так или иначе подтверждали в своих работах Платон, философы-идеалисты И. Кант и Г.В. Гегель, З. Фрейд, американские и английские позитивисты и прагматики В. Джемс, Б. Рассел и другие.

    Восприятие  другого человека есть процесс, в котором  происходит отражение  его внешних признаков, соотнесение их с  личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимания его  внутреннего мира и поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ОБЩАЯСЬ

 

    Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter - между и action - действие), т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Интерактивную сторону общения можно представить как последовательность реакций людей на действия друг друга. Например, поступок Иванова, изменяющий поведение Петрова, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение Иванова.

Информация о работе Общение. Межличностное отношение