Общение и межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 11:05, реферат

Краткое описание

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения.

Оглавление

Введение 3


I. Факторы, определяющие межличностное общение 3


II. Связь характеристик круга общения личности и ее свойств 5


III.Общение и формирование личности 7


IV. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения 11


Заключение 14


Используемая литература 15

Файлы: 1 файл

Реферат Общение и межличностные отношения.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    Условием  развития комфортного состояния  у общающихся, поведения их на характерном  для них оптимальном уровне интеллектуально-волевой  активности является также проявление ими доброжелательности по отношению  друг к другу при межличностных контактах, а также способности к сопереживанию и сочувствию.

    Важным  условием успешного общения всегда оказывается также искренность  в выражении чувств, потому что  лишь при наличии ее создается  возможность построения по-настоящему психологически адекватного и конструктивного по своим результатам поведения участников общения по отношению друг к другу.

    Общающиеся  люди должны развивать в себе устойчивую привычку к творчеству, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании  при установлении и поддержании  контактов друг с другом способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и вместе с тем максимально работающих на достижение целей общения.

    Осуществляя отбор способов воздействия на участников общения и используя их в процессе установления контактов с каждым из них, надо помнить о том, что в основе способности человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всесторонне разбираться как в этих людях, так и в самом себе и, опираясь на эти знания, развивать со всеми участниками общения различные формы сотрудничества. И более того, наше умение понимать содержание, масштабы и причины явных и скрытых конфликтов, возникающих у нас с теми, с кем нам приходится повседневно взаимодействовать, является важнейшим условием своевременного нахождения эффективных путей ослабления или полного устранения этих конфликтов. В связи с этим можно прямо утверждать, что невосприимчивость человека к воздействиям, которым он подвергается со стороны общающегося с ним лица, обычно оказывается свидетельством того, сто последнее прибегло к способам обращения, которые не соответствуют личностным особенностям человека, по отношению к которому они были использованы.

    Свидетельством  психологической слепоты и глухоты  к этим особенностям выступают бедность и однообразие способов воздействия, к которым прибегают представители определенного типа личности, вступая в контакты с разными людьми и с одним и тем же человеком в различных ситуациях, а также характерная для них большая возможность в использовании этих способов. Например, присущая некоторым воспитателям привычка воздействовать на учащихся с помощью наказаний и угроз вызывает, как правило, у последних оборонительную реакцию, требует от них значительных затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-волевую активность, т.е. вызывает обратный результат; с другой стороны, поведение человека в общении, ослабляющее и, еще хуже, снимающее всякий самоконтроль над своими действиями у других участников общения, имеет, как правило, негативный результат для их поведения в настоящем и будущем.

    Поэтому творчество человека, направленное на обогащение способов поведения в  общении, должно быть подчинено не формированию способности манипулировать людьми или, наоборот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживаемые в их поведении во время общения, а нацелено на овладение умением создавать своим обращением с людьми психологические условия, благоприятствующие проявлению на оптимальном уровне интеллектуально-волевого и нравственного потенциала этих людей.

    Овладевая способами обращения с другими  людьми, стремясь к тому, чтобы они  рождали у людей доверие, настраивали  на сотрудничество, необходимо помнить, что степень действенности их в большой мере зависит и от их соответствия личностным особенностям человека, использующего в своем общении с другими людьми эти способы. Поэтому каждый человека должен стремиться к тому, чтобы сформировать для себя (хотя это и не просто) стиль общения, , наиболее аккумулирующий в себе достоинства этого человека, когда ему приходится выступать в роли объекта и субъекта общения, одновременно учитывающий личностные характеристики тех, с кем ему по преимуществу приходится общаться. Причем выработка указанного стиля общения пойдет успешнее, если у нас хватит мужества и умений проявлять постоянно самокритичность по отношению к самим себе, кроме того, понимания того, что на нашем обращении с людьми могут сказываться имеющиеся у нас и не всегда осознаваемые установки, например, подстраиваться к ожиданиям других или неприятия в себе определенных характеристик.

    Обдумывая и организуя обращение с другими  людьми, человек делает это для  достижения различных целей. И, как  уже указывалась, психологический  эффект действия его обращения с  личностью в общении в одних случаях оказывается действительно таким, каким он его планировал, в других - достигается лишь частично, в третьих - не получается вовсе. Об условиях, которые повышают степень психологической действенности обращения или, наоборот, снижают ее в общении, речь шла выше, сейчас хотелось бы подчеркнуть следующее: чтобы обращение одного человека с другими людьми наряду с решением локальных задач (трудовых, учебных, игровых, бытовых и др.) оптимально работало на позитивное развитие личности, оно должно от начала и до конца отвечать принципу о требовательности к другому человеку и уважении к нему.

    Если  иметь в виду общение, направленное на то, чтобы помочь человеку продвинуться вперед в его личностном развитии, то задача помогающих ему в этом лиц заключается прежде всего в том, чтобы своими воздействиями на него в процессе общения они максимально активизировали его внутренние ресурсы, чтобы он сам на высоком нравственном уровне мог успешно справляться с самыми разными жизненными проблемами. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

Все сказанное  выше освещают одну мысль: поскольку  общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и  субьектов общения, но в зависимости  от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

     Своевременно  правильно оценивать роль общения  для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА: 

1. Асмолов  А.Г. «Психология личности». Москва, 1990 г. 

2. Зейгарник  В.В. «Теории личности в зарубежной          психологии». Москва, 1982 г. 

3. Маслоу  А. «Самоактуализация личности  и образование». Киев-Донецк, 1994 г. 

4. А.А.Бодалев  «Психология о личности». Москва, 1988 г. 

5. Немов  Р.С. «Общие основы психологии».  Москва, 1994 г. 

Информация о работе Общение и межличностные отношения