Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:56, реферат
Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда.
Регистрация физиологических функций в процессе труда позволяет проникать в явления, недоступные прямому наблюдению, в частности в эмоциональные состояния. К таким замерам физиологических функций, крайне важным для психологии труда, относятся электрокардиография и замеры частоты пульса, кровяного давления, частоты и глубины дыхания, степени зажима рычагов управления, уже используемые на станках-лабораториях.
Метод тестирования. Тест — это краткое задание, количественная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности и выяснить степень ее пригодности для работы по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную теорию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адаптировать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам (1).
Необходимо различать возможно более обоснованное «применение тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тестов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений.
Математический
метод отработки
Проверка усвоения методов конкретных исследований по психологии труда:
1. Перечислите методы психологии, доступные педагогам профтехучилищ.
2. В каких
случаях и для чего
3. В чем отличие
исследований и регистраций
4. Кто и для чего может использовать метод анализа ошибочных действий?
5. В чем заключается моделирование трудовых процессов?
6. В чем суть
математического метода в
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОФЕССИОГРАФИЯ
При переписи населения СССР в 1926 г. словарь профессий и специальностей насчитывал около 10300 их наименований, в 1939 г. — около 19 000, а в 1959 г. — число их приближалось к 30 000. В системе Госпрофобра СССР подготовка рабочих ведется примерно по 1200 специальностям. Эти цифры объясняют, почему сейчас все большее внимание уделяется синтетической науке профессиологии, задача которой — всестороннее изучение профессий (2), и ее
------------------------------
1. Подробней см.: Общая психология. Ред. А. В. Петровский. М., 1970, с. 83, 84; Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972, с. 217—231.
2. Подробней
см.: Платонов К. К. О сущности
и задачах профессиологии.— «
------------------------------
отрасли — профессиографии (1), часть которой составляет психологическая профессиография (2).
Профессиография — это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. Результатом профессиографии являются профессиограммы — описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть — психограмма — краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей.
Профессиография включает в себя и классификацию профессий, причем ее комплексность и синтетичность определяют весьма различные критерии этих классификаций. Ведь одно дело классифицировать профессии по их технологическим особенностям, другое — по гигиеническим, третье — по психологическим и т. д. В этом наглядно раскрываются прикладное значение профессиографии и ее комплексность. Изучение и описание любой профессии всегда ведется с определенной целью и подчинено этой цели.
Цели профессиографии могут быть различны, и профессиограммы могут составляться с целью: 1) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров; 2) учета и оздоровления гигиенических условий труда; 3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора.
Профессиография включает и историю профессиографии и историческую профессиографию. В последней представляет интерес описание исчезнувших профессий, но наиболее прогрессивная отрасль профессиографии — это ее раздел, посвященный конструированию новых профессий, взамен стихийно переходящих к нам из прошлого.
Все науки, разносторонне изучающие труд, ставят перед профессиографией различные задачи. Поэтому анализ и описание профессий — единый, но не тождественный процесс. Здесь нельзя не вспомнить слова К. Маркса: «Способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь» (3). При этом надо помнить, что профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.
------------------------------
1. См.: Платонов
К. К. Профессиография: ее
2. См.: Титова И. П. Об изучении и классификации профессий в целях профессиональной ориентации. — В сб.: Школа и выбор профессии. М., 1969, с. 237— 238; Галкина О. И. и др. Информационно-поисковая система. — Профессиография. Ред. Е. А. Климов. Л., 1972 (библиография); Климов Е. Л. Путь в профессию, Л., 1974, с. 3—90.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 21.
------------------------------
Можно дать следующую схему комплексного анализа особенностей любой профессии: 1) производственная характеристика профессии и ее специальностей; 2) экономическое значение профессии; 3) социологическая характеристика профессии; 4) социально-психологическая характеристика: социальный ее престиж у молодежи, особенности коллектива, особенности межличностных отношений по вертикали и горизонтали; 5) педагогическая характеристика: перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; характеристика видов и сроков подготовки и маршрутов продвижения и предложения по улучшению педагогического процесса; 6) гигиеническая характеристика условий труда (с особым выделением так называемых «профессиональных вредностей» и оздоровительных мероприятий); 7) перечень медицинских противопоказаний к работе по данной профессии (с особым выделением труда женщин и подростков); 8) психологическая профессиограмма с включением психограммы как перечня не только необходимых (основных) и желательных (дополнительных) способностей, но и психологических противопоказаний.
С какой бы целью
ни проводилось изучение профессии,
все эти его аспекты должны
учитываться, хотя и в разной мере,
для различных целей. Опираясь на
ряд наук, профессиограмма в каждой
своей отрасли должна пользоваться
системой понятий соответствующей науки:
техники — при описании технологического
аспекта профессии, экономики — экономического
значения, социологии — социологического,
педагогики — подготовки, медицины —
гигиенических условий и медицинских
противопоказаний. Психологический аспект
профессиограммы должен быть выдержан
в системе психологических понятий.
Проверка усвоения
сущности психологической
1. В чем отличие
задач профессиологии, профессиографии
и психологической
2. Для чего педагогам учебных заведений системы профтехобразования надо знать их сущность?
3. Почему профессиографическая работа никогда не сможет быть завершенной?
4. Напишите краткую
психологическую
5. Напишите ее же, но с целью усовершенствования педагогического процесса.
Информация о работе Общее понятие о методах психологии труда