Общее понятие о методах психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:56, реферат

Краткое описание

Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Регистрация физиологических  функций в процессе труда позволяет проникать в явления, недоступные прямому наблюдению, в частности в эмоциональные состояния. К таким замерам физиологических функций, крайне важным для психологии труда, относятся электрокардиография и замеры частоты пульса, кровяного давления, частоты и глубины дыхания, степени зажима рычагов управления, уже используемые на станках-лабораториях.

Метод тестирования. Тест — это краткое задание, количественная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности и выяснить степень ее пригодности для работы по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную теорию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адаптировать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам (1).

Необходимо различать  возможно более обоснованное «применение  тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тестов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений.

Математический  метод отработки психологического материала, полученного другими  методами, имея свои принципиальные подходы, во многом смыкается с методом моделирования, давая возможность создавать математические модели количественным выражением психических явлений. Он дает возможность наглядно выражать результаты изучения тех или иных психологических явлений в виде диаграмм, графиков и схем, облегчающих анализ исследуемых трудовых процессов и свойств личности. 

Проверка усвоения методов конкретных исследований по психологии труда:

1. Перечислите  методы психологии, доступные педагогам  профтехучилищ.

2. В каких  случаях и для чего применяются  трудовой метод и метод присутствующего  наблюдения?

3. В чем отличие  исследований и регистраций трудовых  операций?

4. Кто и для  чего может использовать метод  анализа ошибочных действий?

5. В чем заключается моделирование трудовых процессов?

6. В чем суть  математического метода в психологии?  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОГРАФИЯ 

При переписи населения  СССР в 1926 г. словарь профессий и  специальностей насчитывал около 10300 их наименований, в 1939 г. — около 19 000, а в 1959 г. — число их приближалось к 30 000. В системе Госпрофобра СССР подготовка рабочих ведется примерно по 1200 специальностям. Эти цифры объясняют, почему сейчас все большее внимание уделяется синтетической науке профессиологии, задача которой — всестороннее изучение профессий (2), и ее

-------------------------------------------------------------------------------------

1. Подробней  см.: Общая психология. Ред. А. В.  Петровский. М., 1970, с. 83, 84; Платонов К.  К. Проблемы способностей. М., 1972, с. 217—231.

2. Подробней  см.: Платонов К. К. О сущности  и задачах профессиологии.— «Социалистический  труд», 1973, № 2, с. 78—80.

-------------------------------------------------------------------------------------

отрасли — профессиографии (1), часть которой составляет психологическая профессиография (2).

Профессиография — это описание профессий и  дифференцирующих их специальностей с  точки зрения требований, предъявляемых  ими к человеку. Результатом профессиографии  являются профессиограммы — описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть — психограмма — краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей.

Профессиография включает в себя и классификацию  профессий, причем ее комплексность  и синтетичность определяют весьма различные критерии этих классификаций. Ведь одно дело классифицировать профессии по их технологическим особенностям, другое — по гигиеническим, третье — по психологическим и т. д. В этом наглядно раскрываются прикладное значение профессиографии и ее комплексность. Изучение и описание любой профессии всегда ведется с определенной целью и подчинено этой цели.

Цели профессиографии  могут быть различны, и профессиограммы  могут составляться с целью: 1) обоснования  учебных программ, обеспечивающих необходимую  подготовку кадров; 2) учета и оздоровления гигиенических условий труда; 3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора.

Профессиография включает и историю профессиографии  и историческую профессиографию. В  последней представляет интерес  описание исчезнувших профессий, но наиболее прогрессивная отрасль профессиографии — это ее раздел, посвященный конструированию новых профессий, взамен стихийно переходящих к нам из прошлого.

Все науки, разносторонне  изучающие труд, ставят перед профессиографией различные задачи. Поэтому анализ и описание профессий — единый, но не тождественный процесс. Здесь нельзя не вспомнить слова К. Маркса: «Способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь» (3). При этом надо помнить, что профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.

-----------------------------------------------------------------------------------

1. См.: Платонов  К. К. Профессиография: ее значение  и методика работы.— «Социалистический  труд», 1971, № 4, с. 74—79.

2. См.: Титова  И. П. Об изучении и классификации профессий в целях профессиональной ориентации. — В сб.: Школа и выбор профессии. М., 1969, с. 237— 238; Галкина О. И. и др. Информационно-поисковая система. — Профессиография. Ред. Е. А. Климов. Л., 1972 (библиография); Климов Е. Л. Путь в профессию, Л., 1974, с. 3—90.

3. Маркс К.  и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 21.

-----------------------------------------------------------------------------------

Можно дать следующую  схему комплексного анализа особенностей любой профессии: 1) производственная характеристика профессии и ее специальностей; 2) экономическое значение профессии; 3) социологическая характеристика профессии; 4) социально-психологическая характеристика: социальный ее престиж у молодежи, особенности коллектива, особенности межличностных отношений по вертикали и горизонтали; 5) педагогическая характеристика: перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; характеристика видов и сроков подготовки и маршрутов продвижения и предложения по улучшению педагогического процесса; 6) гигиеническая характеристика условий труда (с особым выделением так называемых «профессиональных вредностей» и оздоровительных мероприятий); 7) перечень медицинских противопоказаний к работе по данной профессии (с особым выделением труда женщин и подростков); 8) психологическая профессиограмма с включением психограммы как перечня не только необходимых (основных) и желательных (дополнительных) способностей, но и психологических противопоказаний.

С какой бы целью  ни проводилось изучение профессии, все эти его аспекты должны учитываться, хотя и в разной мере, для различных целей. Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки: техники — при описании технологического аспекта профессии, экономики — экономического значения, социологии — социологического, педагогики — подготовки, медицины — гигиенических условий и медицинских противопоказаний. Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий. 

Проверка усвоения сущности психологической профессиографии:

1. В чем отличие  задач профессиологии, профессиографии  и психологической профессиографии?

2. Для чего педагогам учебных заведений системы профтехобразования надо знать их сущность?

3. Почему профессиографическая  работа никогда не сможет быть  завершенной? 

4. Напишите краткую  психологическую профессиограмму  и психограмму по своей производственной  специальности с целью профориентации.

5. Напишите ее  же, но с целью усовершенствования  педагогического процесса.

Информация о работе Общее понятие о методах психологии труда