Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:59, практическая работа

Краткое описание

Категория «деятельность» наряду с другими основополагающими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

Выделение в  деятельности образующих ее «единиц» имеет первостепенное значение для  решения проблемы единения внешних  и внутренних по своей форме процессов  деятельности. Имеются отдельные  деятельности, все звенья которых  являются внутренними, например познавательная деятельность. Встречаются случаи, когда внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется  внешними по своей форме процессами — это могут быть либо внешние  действия, либо внешние двигательные операции. То же относится и к  внешней деятельности: некоторые  из осуществляющих внешнюю деятельность действий и операций могут иметь  форму внутренних, умственных процессов. Общность макроструктуры внешней, практической, и внутренней, теоретической, деятельности позволяет осуществлять ее первичный  анализ, абстрагируясь от формы, в  которой она протекает. Выделение  в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа. За деятельностью  и регулирующими ее психическими образами открывается грандиозная  физиологическая работа мозга.

     3. Структура деятельности

     Деятельность  человека отличается от жизнедеятельности  животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего  объекту и воздействующего на него.

     Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может  быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный  орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или  на самого себя.

     Объект  — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа  в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

     В широком смысле слова под содержанием  человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом  и объектом.

     Иначе говоря, человек целенаправленно  преобразует те или иные формы  бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

     Цель  — субъективный образ желаемого  результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.

     Целенаправленность  деятельности становится возможной  благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь  в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который  раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное  и материальное преобразование объекта.

     Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

     Цель, которую ставит перед собой человек  или группа людей, должна соответствовать  реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

     Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с  изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда — это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.

     Помимо  цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной  деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука  является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов  и умозаключений. Если средства выбраны  правильно, то итогом деятельности будет  получение именно того результата, к которому стремился субъект.

11.2.Классификация  видов деятельности  и поведения человека.

Деятельность  человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно  принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую  деятельность.

  • Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.
  • Учебная деятельность — процесс усвоения предметных и познавательных действий. в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.
  • Игра— особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности, а также развития ее мотивационно-потребностной сферы.

Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение  какого-либо общественно значимого  продукта, результата. Для учебной  и игровой деятельности этот результат  является не общественно, а индивидуально  значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного  опыта, знаний и т.д. Специфическим  признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом  выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

В качестве особо  значимого для жизни и развития личности вида деятельности называют также общение, или коммуникативную  деятельность.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение  и формирование основных психологических  новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Изучая связь  индивидуальной жизни человека с  общественно-исторической практикой  людей, психологи сочли целесообразным выделение индивидуального и  совместного видов деятельности. В отличие от индивидуальной деятельности, реализуемой одним человеком, совместная деятельность осуществляется так называемым коллективным субъектом, т.е. двумя  или более людьми, имеющими общий  мотив и общую цель.

Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие  участников деятельности, ролевая и  инструментальная дифференциация участников, наличие управляющего и организующего  компонента — лидера или руководителя. Совместная деятельность внутренне  неоднородна и подразделяется на подтипы: например на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и  опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

Практикуется  также предельно общее дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются эксплицированными, т.е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов — движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр.

Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Сложным является в психологии вопрос о соотношении  понятий «поведение» и «деятельность», Одни исследователи используют эти  термины как синонимы, другие, наоборот, прямо противопоставляют их друг другу, подчеркивая при этом выраженный активный характер деятельности и реактивный (как ответ на воздействие окружающей среды) характер поведения.

В самом общем  виде под поведением понимают извне  наблюдаемую двигательную активность живых существ, вызванную необходимостью адаптироваться во имя выживания  и продолжения вида. В то же время, когда говорят о поведении  человека, всегда подчеркивают его  общественный характер и социальную обусловленность. Таким образом, поведение  человека приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной  деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к  обществу и другим людям, рассматриваемые  со стороны их регуляции общественными  нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные  убеждения.

Социальная норма  — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное  социальными группами и обществом. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим. потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение.

Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio— отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество.

Делинквентное (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Информация о работе Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности