Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 00:53, реферат
Судебное разбирательство как стадия уголовного процесса следует за предварительным следствием. В ходе судебного разбирательства суд должен проанализировать версию предварительного следствия, а также возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд может выдвинуть и собственную версию по любому уголовному делу.
Общая психологическая характеристика судебного процесса.
Судебное разбирательство
как стадия уголовного процесса следует
за предварительным следствием. В
ходе судебного разбирательства
суд должен проанализировать версию
предварительного следствия, а также
возможные взаимосвязи событий и обстоятельств
дела. Суд может выдвинуть и собственную
версию по любому уголовному делу.
Основной задачей
суда является вынесение справедливого
приговора по делу на основании всестороннего
исследования доказательств и в
соответствии с действующим законодательством.
Судебный процесс оказывает воспитательное
воздействие на всех участников процесса,
а также на более или менее значительные
группы населения, находящиеся как в зале
суда, так и за его пределами. Между общественным
мнением и деятельностью суда имеется
обратная связь. Общественное мнение может
оказывать определенное воздействие на
весь ход ведения судебного разбирательства
и вынесение приговора. Естественно, если
мнение общества формировалось под влиянием
ложной, эмоционально насыщенной информации,
то судебные ошибки могут быть весьма
вероятны. По общему правилу, никто не
может и не должен утверждать через средства
массовой информации о виновности того
или иного лица прежде, чем его виновность
будет доказана в судебном порядке.
Деятельность
суда строится на принципах гласности,
устности, непосредственности, непрерывности
процесса при состязательности сторон.
Психология рассмотрения
уголовного дела в суде исследует
закономерности, связанные с психической
деятельностью всех лиц, участвующих
в рассмотрении дела, а также воспитательное
воздействие судебного процесса и приговора
на подсудимого и других лиц, роль общественного
мнения как фактора, влияющего на судебный
процесс, и др. С этим разделом тесно связаны
науки: уголовное право, уголовный процесс,
социальная психология, судебная этика.
Психологический
анализ судебного процесса дает возможность
разработать рекомендации, направленные
на повышение эффективности
Судебное следствие
и вынесение приговора по делу
являются неизбежной стадией, логически
следующей за событием преступления
и предварительным следствием. Деятельность
суда, участников судебного процесса
весьма многообразна.
Правосудие, которое
в большей степени, чем многие
другие виды деятельности, выступает
как сфера общения между
В судебной практике
довольно редко встречаются случаи
разногласия в судейской
Наличие уже
восстановленной модели события
в материалах предварительного следствия
существенно облегчает познание
всех фактов, их всестороннее исследование.
Однако эта модель всегда должна восприниматься
судом только как вероятная истина, которая
обязательно подлежит проверке и исследованию
в каждом ее отдельном элементе.
Именно на основе
анализа всей совокупности собранных
по делу доказательств, главным критерием
которого является истина, строится обвинительная
речь или речь защиты, выносится приговор
по делу. Вместе с тем доказательства в
подавляющем большинстве носят личностный
характер (показания потерпевшего, свидетеля,
подсудимого, других участников уголовного
процесса), поэтому деятельность судьи,
прокурора, адвоката в судебном заседании
невозможно ограничить формально-логической
группировкой и оценкой полученных данных
и результатов, она перемещается в область
этических взаимоотношений, а именно:
установление доверительного контакта
с субъектами судебного разбирательства,
преодоление в них чувства скованности,
неуверенности, выявление причин расхождения
в оценке события теми или иными лицами
и многие другие вопросы, касающиеся моральной
стороны рассматриваемого преступления.
А. Ф. Кони утверждал:
«Из всех обстоятельств дела самое
важное, без сомнения, — личность
подсудимого, с его добрыми и
дурными свойствами, с его бедствиями,
нравственными страданиями, испытаниями».
Поэтому определение этих свойств является
для каждого судебного деятеля — будь
то судья, прокурор или адвокат — первейшей
обязанностью.
Нельзя забывать,
что подсудимый никогда не находится
в спокойном состоянии.
Характеристика
подсудимого должна быть обстоятельной,
объективной и соответствовать тем этическим
требованиям, на которые указывалось ранее.
Остановимся на
некоторых важных признаках, характеризующих
личность свидетеля и определяющих
специфику отношения к нему со
стороны следователя, прокурора, адвоката.
Во-первых, темперамент
свидетеля. В частности, давая показания
на суде, сангвиник обычно сильно волнуется,
в описываемых им картинах преобладают
личные переживания, граничащие с преувеличениями
и искажениями фактов. Поэтому при допросе
свидетеля данного темперамента необходимо
быть наиболее терпимым, не выражать мимикой
и эмоциями свое согласие или неодобрение,
поскольку такие люди склонны к приспособленчеству
и могут резко менять данные ранее показания,
подстраиваясь под желаемое.
Меланхолики обычно
драматизируют события, но так как в силу
своею характера стремятся проникнуть
в глубь явления, необходимо чутко реагировать
на поведение свидетеля, помня, что большинство
меланхоликов — эгоцентрики; поэтому
контакт с таким свидетелем возможно установить
лишь через интерес к его собственной
личности.
Холерик невнимателен,
взгляд его поверхностен; он эмоционально
взрывоопасен, что требует особой
осторожности в его допросе с
целью предупреждения конфликтов в
зале суда.
Флегматик —
наиболее обстоятельный свидетель,
но обычно стремится избежать встреч с
властями, неохотно выполняет свой свидетельский
долг.
Во-вторых, пол
свидетеля. У мужчин более развиты
обоняние, слух, зрение; у женщин —
вкус, вазомоторная возбудимость. Мужчинам
время кажется длиннее на 35 %, а
женщинам — на 111 %.
В-третьих, возраст
свидетеля. Дети ближайшие факты
помнят сильнее отдаленных; наоборот,
память стариков сохраняет воспоминания
отдаленных лет и юности отчетливо
и слабеет относительно ближайших
событий. Особой деликатности требует
допрос свидетелей-детей относительно
преступлений, совершенных на сексуальной
почве, событий, касающихся взаимоотношений
родителей и близких родственников.
В-четвертых, поведение
свидетеля. Замешательство не всегда означает
желание скрыть истину, улыбка или смех
при даче показаний не служат признаком
легкомысленного отношения к выполнению
свидетельских обязанностей. Он может
страдать навязчивыми состояниями без
навязчивых идей. Свидетель может быть
глуп по природе, но глупость необходимо
отличать от своеобразности, которая тоже
может отразиться на показаниях.
В-пятых, некоторые
физические недостатки, делая показания
свидетелей односторонними, в то же
время увеличивают
Потерпевшие от
преступления иногда склонны неумышленно
преувеличивать обстоятельства или действия,
которыми нарушены их права. Это касается
применения сильных выражений в описании
впечатлений и ощущений, гиперболизировании
размеров, быстроты и силы. Следовательно,
явно выраженное недоверие или подозрение
в неискренности унижает достоинство
этих людей, и без того пострадавших от
преступления. Необходимо крайне осторожно
относиться к показаниям детей: впечатлительность
и живость воображения при отсутствии
должной критики по отношению к себе и
окружающей обстановке делают многих
из них жертвами самовнушения.
Наиболее часто
встречающийся вид
Процессуальный
закон определяет содержание и форму
государственного обвинения, криминалистика
— методику, «технологию» участия прокурора
и адвоката в исследовании доказательств.
Но есть и третий компонент, неразрывно
связанный с первыми двумя, без которого
невозможен действительно высокий уровень
деятельности прокурора в суде. Это психологическая
и этическая культура, которые позволяют
уяснить нравственную основу процессуальных
правил и запретов и оценить допустимость
тех или иных приемов обвинения с точки
зрения требований морали.
Участие в судебном
процессе, где прокурор действует
не в тиши кабинета, а в живом
и подчас остром публичном споре, предъявляет
к нему особо высокие нравственные требования.
Здесь наиболее явно видны и поэтому особенно
нетерпимы любые проявления тенденциозности,
предвзятости, бестактности, отсутствия
психологической культуры, несовместимые
с положением прокурора.
Это — принципы,
которые позволяют прокурору
правильно определить свое поведение
в любых, самых сложных ситуациях,
нужно только, чтобы они были им
поняты и приняты, стали его внутренней
сущностью. Нравственная позиция прокурора
формируется на протяжении всей его сознательной
жизни, но наиболее важен период учебы
в вузе и практики.
Самое главное
для прокурора — осознать свою
роль в судебном разбирательстве, общественную
значимость своей деятельности, чувствовать
себя не чиновником, обязанным во что бы
то ни стало отстоять ведомственные интересы,
а полноправным, самостоятельным участником
правосудия, призванным способствовать
правильному осуществлению этой важнейшей
государственной деятельности.
Для некоторых
прокуроров постановка этих целей потребовала
коренного пересмотра привычных подходов.
В недавнее время, когда самостоятельность
суждений отнюдь не поощрялась, у нас сложился
весьма распространенный тип прокурора-конформиста,
пассивно воспринимающего господствующие
мнения при отсутствии собственной позиции.
У такого прокурора постоянные выступления
в суде постепенно вызывали профессиональную
деформацию, вырабатывали привычку быть
обвинителем, идти по проторенному пути.
Складывался образ мышления, который А.
Ф. Кони назвал ленью ума. Такой прокурор
не способен к деятельности в условиях
правового государства. Здесь нужен человек,
не связанный прежними решениями, стремящийся
отыскать истину, относящийся к делу творчески,
самостоятельный и вместе с тем полностью
ответственный за свои решения.
Объективность
как одно из основных требований к
обвинителю — принцип столь же
юридический, сколь и этический.
Обвинение человека, вина которого
не доказана, любая несправедливость
в отношении подсудимого не только
нарушают закон, но и противоречат элементарным
нормам морали. В соответствии со ст. 20
Уголовно-процессуального кодекса прокурор
обязан принять все предусмотренные законом
меры для всестороннего, полного и объективного
исследования обстоятельств дела, независимо
от того, идет это на пользу обвинению
или защите. Он должен оставаться объективным
в оценке доказательств, не преувеличивая
значения обвинительных улик и не преуменьшая
веса доказательств, ослабляющих или опровергающих
обвинение. Прокурор должен поддерживать
обвинение со всей энергией, настойчивостью
и умением, помня, что именно на нем лежит
обязанность изобличить преступника,
доказывать правильность предъявленного
подсудимому обвинения. Но он обвиняет
подсудимого лишь в той мере, в какой его
вина доказана в суде, и если придет к убеждению,
что данные судебного следствия не подтверждают
предъявленного обвинения, то ему придется
отказаться от него (ст. 248 УПК, ст. 31 Закона
о прокуратуре РФ).
Информация о работе Общая психологическая характеристика судебного процесса