Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:19, доклад
В начале ХХ столетия российская психология мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественно-научного знания () - она в конце XIX - начале XX в. превращается в самостоятельную научную дисциплину.
Общая характеристика российской психологии предреволюционного периода
В начале ХХ столетия российская психология
мощно заявила о себе, заняв
достойное место в системе
наук. Уходя корнями в две главные
области научной мысли - в сферу
философско-исторического и
Своеобразным
их итогом, завершением и одновременно
точкой отсчета, определяющей
начало нового этапа в
Огромное
влияние оказала мировая
В число обсуждаемых
психологические проблемы безопасности труда;
рациональная организация
вопросы обеспечения и поддержания необходимой работоспособности человека (в том числе в сложных условиях);
подбор и подготовка кадров и многие другие.
К сожалению, не всегда ответы на эти назревшие, задаваемые практикой вопросы, могли быть найдены в научной психологической литературе. И в этом смысле практика в постановке многих вопросов опережала психологическую науку и являлась в силу этого важным стимулом для ее развития: она ставила перед наукой проблемы и побуждала к их решению, а главное - к поиску тех методов, которые позволяли бы строго научно исследовать и объяснить интересующие практиков явления.
Общественные представления о
состоянии и проблемах
Важным фактором развития "психологического направления" в современном обществе считается также все большее признание ценности индивидуальности. Отсюда и новое отношение родителей и педагогов к детям. "Признание личности, т.е. индивидуальности в ребенке, отодвинуло на задний план общие нормы и выдвинуло на первое место внутренний мир ребёнка и юноши".
Проблема метода в психологических исследованиях
Отношение к психологии как к научной, точной и опытной дисциплине, как продолжательнице естествознания складывалось под влиянием успехов экспериментальной психологии. Анализу и освещению достижений в этой области посвящены многие работы в русской периодике начала ХХ в.
Во многих публикациях подчеркивается самостоятельность психологии, её возрастающая научность, важность её ориентации на эксперимент, ценность полученных опытным путем психологических данных, указывается значение научных результатов "экспериментальной психологии" для практики.
Ярким
примером в этом отношении
может служить статья И.Г.
Психология теперь включает широкую
область явлений, далеко выходящих
за пределы индивидуального
История
развития метода изучения
Замечания к экспериментальному методу
Но, естественно, высказывались и противоположные суждения о новых течениях в психологии. Так, журнал "Образование" помещает статью А. Вейсмана "Об экспериментальной психологии и ее пределах", в которой автор критически оценивает успехи экспериментальной психологии (Вейсман А., 1904). Возможность исследования глубин душевной жизни в эксперименте подвергается им сомнению на том основании, что методы психофизики и психометрии не касаются главных, определяющих человеческую духовную жизнь явлений. Только самые простейшие психические процессы доступны экспериментальному исследованию. Целью подобных исследований, по мнению А. Вейсмана было желание объяснить нашу душевную жизнь так же просто, как и явления природы.
Подводя
духовную жизнь под законы
механические, физические и химические,
экспериментаторы тем самым
Самостоятельность психологии как науки
Самостоятельной психология может считаться тогда, когда она будет соответствовать требованиям, общим для всех самостоятельных дисциплин:
во-первых, она должна иметь свой, строго определенный опыт;
во-вторых, факты этого опыта должны быть сравниваемы, классифицируемы, т.е. она должна быть описательной наукой;
в-третьих, она должна устанавливать причинную зависимость этих фактов, тогда она будет объяснительной наукой.
Что касается предмета психологии, то им не может быть душа, считает автор, т.к. душа - это метафизическое понятие, которое не представлено в опыте. Только психические явления - такие как ощущения, восприятия, представления и т.д., рассматриваемые с субъективной стороны, могут быть предметом психологии. При этом приводится следующая аргументация.
Информация о работе Общая характеристика российской психологии предреволюционного периода