Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:55, доклад
Сущность патопсихологического эксперимента заключается в искусственном создании условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека. Преимущества эксперимента перед наблюдением заключаются в том, что изучаемое явление специально создается или вызывается, поэтому оно может многократно наблюдаться и объективно регистрироваться в специально созданных варьирующихся условиях. С. Я. Рубинштейн указывала, что именно благодаря эксперименту причина явления отделяется от условий, в которых оно развивается, становятся известными условия, усиливающие, ослабляющие или уничтожающие данное явление, т. е. становится возможным познание самой сущности явления. Поэтому экспериментальный метод должен играть ведущую роль в исследовании патологии психики, так как он позволяет перейти от описания психопатологических явлений к анализу их причин и механизмов . патопсихолог обследует пациента, страдающего психическим заболеванием. Само психическое заболевание по сути является особым естественным экспериментом, который природа ставит над психикой.
2.1. Общая характеристика
методов патопсихологического
характер стоящих перед патопсих задач и особенности предмета исследования определяют специфику выбора используемых методов и методик, технологии их применения. Патопсихологическое исследование является комплексным, так как его целью является выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры психической деятельности психически больных людей. Основным методом патопсихологии, по мнению отечественных патопсихологов (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский и др.), является эксперимент, а в качестве дополнительных используются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анализ истории жизни заболевшего человека (анализ анамнестических сведений), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. В последнее время в патопсихологии активно используются психодиагностические методы и методики (тесты, проективные, опросные).
Сущность патопсихологического
эксперимента заключается в искусственном
создании условий, выявляющих те или иные
особенности психической деятельности
человека. Преимущества эксперимента
перед наблюдением заключаются в том,
что изучаемое явление специально создается
или вызывается, поэтому оно может многократно
наблюдаться и объективно регистрироваться
в специально созданных варьирующихся
условиях. С. Я. Рубинштейн указывала, что
именно благодаря эксперименту причина
явления отделяется от условий, в которых
оно развивается, становятся известными
условия, усиливающие, ослабляющие или
уничтожающие данное явление, т. е. становится
возможным познание самой сущности явления.
Поэтому экспериментальный метод должен
играть ведущую роль в исследовании патологии
психики, так как он позволяет перейти
от описания психопатологических явлений
к анализу их причин и механизмов . патопсихолог
обследует пациента, страдающего психическим
заболеванием. Само психическое заболевание
по сути является особым естественным
экспериментом, который природа ставит
над психикой. Поэтому в патопсихологическом
эксперименте, наряду с воздействиями
экспериментатора, на проявления психической
деятельности оказывают влияния не контролируемые,
а лишь фиксируемые психологом воздействия,
обусловленные болезнью. Другими словами,
патопсихологический эксперимент является
одновременно спровоцированным экспериментом
и экспериментом, на который ссылаются.
Как известно, под спровоцированным экспериментом
понимают такой эксперимент, при котором
экспериментатор воздействует на независимую
переменную и наблюдает вызванные его
вмешательством результаты, а об эксперименте,
на который ссылаются, говорят в тех случаях,
когда изменение независимой переменной
происходит вне связи с деятельностью
экспериментатора. Такой сложный характер
патопсихологического эксперимента сказывается
на технологии его проведения, требует
от патопсихолога учета взаимосвязи множества
факторов, влияющих на ход и результат
психической деятельности больного. Поэтому
в основе патопсихологического экспериментального
исследования должны лежать принципиально
иные, нежели в других экспериментальных
исследованиях (например, психодиагностических),
методологические и методические принципы.
Б. В. Зейгарник /6/ сформулировала ряд принципиальных
положений, на которых должно базироваться
экспериментальное исследование, отвечающее
целям и задачам патопсихологии.
можно выделить следующие
принципы построения патопсихологического
экспериментального исследования:1) системный
качественный анализ психической деятельности
больного;2) моделирование психической
деятельности в экспериментальных условиях;3)
апелляция к личности больного, актуализация
его личностных отношений;4) активная позиция
патопсихолога во время эксперимента,
рассматриваемого как совместная с испытуемым
деятельность;5) выявление не только нарушенных,
но и сохранных сторон психической деятельности
для опоры на них в психокоррекционной
работе
Конструктивная деятельность
— это практическая деятельность,
направленная на получение определенного,
заранее задуманного реального
продукта, соответствующего его функциональному
назначению. Тест «Кубики Кооса» был предложен
американским психологом К. Коосом в 1927
году и с тех пор завоевал особое место
в мировой психодиагностической практике
– яркие, запоминающиеся, не имеющие аналогов
кубики сегодня по праву могут считаться
символом психологической диагностики
интеллекта. Выполнение заданий теста
требует проявления комплекса качеств
восприятия, моторики, зрительно-моторной
координации, пространственных представлений
и эвристических способностей. Такая комплексная
природа заданий позволяет оценить способность
к выполнению основных мыслительных операций
(сравнение, анализ, синтез), получить интегральную
характеристику наглядно-действенного
мышления , выявить невербальную одаренность.
Методическое руководство содержит описание
теста, процедуры тестирования и анализа
результатов, а также нормативные таблицы.
Время проведения – 15-20 мин . Тест предназначен
для работы с детьми старше 5 лет и взрослыми
. Комплектация: Методическое руководство;
9 кубиков; 10 карточек с заданиями для взрослых;
10 карточек с заданиями для детей; Кооса
Методика.Психологическая методика, направленная
на исследование конструктивного праксиса,
пространственной ориентировки, внимания,
комбинаторики. Используется в нейропсихологии
для выявления места очага поражения.
Применяется также для исследования личностных
особенностей по характеру эмоциональных
реакций в эксперименте с прерванным действием
[Рубинштейн С.Я., 1970]. Заключается в воспроизведении
орнаментов нарастающей степени сложности
из специально раскрашенных кубиков. Учитывается
возможный для обследуемого уровень достижений.
Производится качественная квалификация
допускаемых ошибок. В упрощенном виде
входит во многие психометрические тесты,
например Векслера тест. При этом регламентируется
и время выполнения заданий. венной патологии
Учитывая сложность
понятия личности, следует сразу
же согласиться с тем, что нет
какого - либо одного метода ее исследования,
каким бы полным и разносторонним
он нам не представлялся, который
может дать целостную характеристику
личности. С помощью экспериментального
исследования мы получаем лишь частичную
характеристику личности, которая нас
удовлетворяет постольку, поскольку
она оценивает определенные личностные
проявления, имеющие значение для
решения конкретной задачи. В настоящее
время известно множество экспериментально
- психологических приемов, методов,
методик, направленных на исследование
личности. Они, как уже указывалось,
различаются особенностями
Не существует даже
сколько - нибудь четкой и тем более общепринятой
классификации методов, используемых
для исследования личности. Нами (В. М.
Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978) предложена
в качестве условной следующая классификация
методов исследования личности: 1) наблюдение
и близкие к нему методы (изучение биографий,
клиническая беседа, анализ субъективного
и объективного анамнеза и т. д. ); 2) специальные
экспериментальные методы (моделирование
определенных видов деятельности, ситуаций,
некоторые аппаратурные методики и т.
д. ); 3) личностные опросники и другие методы,
базирующиеся на оценке и самооценке;
4) проективные методы.
Как будет видно из дальнейшего, разграничение этих 4 групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях. К. Leonhard (1968) считает наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно - созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Leonhard рассматривает как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса. Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияние оказывает состояние аффективно - волевой сферы больного. Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в настоящем разделе, - это исследование памяти. Из многочисленных когда - либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие патопсихологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений. Для исследования памяти наиболее часто применяются методика заучивания 10 слов, исследование памяти на изображение предметов путем узнавания. По данным литературы, здоровые дети при первом предъявлении воспроизводят 4 - 5 слов, при пятом - 8 - 10 слов. Стабильное увеличение количества воспроизводимых слов отмечается примерно у половины здоровых детей, у остальных динамика количества воспроизводимых слов неравномерна. При большой истощаемости дети сначала могут удержать в памяти 5_6 слов, а при последующих повторениях воспроизводят все меньше слов. У некоторых детей с астеническими состояниями быстро наступает пресыщение данным видом деятельности, что выражается в нарастающем безразличии к результатам исследования. При исследовании можно применять стимуляцию - если ребенок воспроизводит слова медленно, как бы неохотно, исследующий говорит: <Еще! Постарайся вспомнить еще!>. У детей с гиперкинетическим синдромом часто отмечается вплетение лишних слов. Для исследования памяти на изображение предметов используется набор из 36 картинок; 12 из них пронумерованы на обратной стороне, они представляют собой основной набор. После предъявления их смешивают с остальными 24, раскладывают по 6 в ряд и просят обследуемого найти те картинки, которые были показаны ему раньше. Результаты исследования позволяют судить об объеме памяти - по количеству правильно узнанных картинок и точности памяти - по числу карточек, которые исследуемый расположил именно в той последовательности, в которой он их видел в первый раз. Данные о памяти детей, полученные при исследовании этим методом, в меньшей степени зависят от истощаемости и пресыщаемости памяти ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше количество ошибок памяти. По данным М. П. Кононовой (1963), в возрасте 14 - 15 лет число ошибок минимально.
МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ Корректурная проба. Методика направлена на исследование внимания - выявляется способность к концентрации его, устойчивость. Корректурная проба впервые была предложена В. Bourdon в 1895 г. Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). При этом каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания. Проверка выполнения производится по заранее тщательно подготовленному образцу путем сопоставления. Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания. Существенное значение имеет распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное исследование, изменение результатов при этом может свидетельствовать не только об изменении состояния больного, но и об особенностях его отношения к исследованию. При органической церебральной патологии обследуемому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6 - 8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок. С. Я. Рубинштейн (1970) рекомендует графическое отображение результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы. Корректурная проба отличается большой простотой, она не требует специальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихологом задачи она может быть легко модифицирована.
Для исследования эмоционально
- волевой сферы подростков в ряде
случаев применяются
Информация о работе Общая характеристика методов патопсихологического исследования