Образование в Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:56, доклад

Краткое описание

Организация образования в Швейцарии имеет ряд особенностей. В ней нет единой национальной системы образования, нет и национального министерства образования или какого-либо другого единого центрального органа, управляющего образованием. Наличие ряда языков в стране и большого количества двуязычного населения привело к существованию в ряде кантонов параллельных школьных систем. Такое положение явилось следствием специфики исторического развития страны, ее административной организации и особенностей языковой ситуации.

Файлы: 1 файл

образование в Швейцарии.docx

— 18.53 Кб (Скачать)
 

  Образование в Швейцарии 

  Организация образования в Швейцарии имеет  ряд особенностей. В ней нет  единой национальной системы образования, нет и национального министерства образования или какого-либо другого  единого центрального органа, управляющего образованием. Наличие ряда языков в стране и большого количества двуязычного  населения привело к существованию  в ряде кантонов параллельных школьных систем. Такое положение явилось  следствием специфики исторического  развития страны, ее административной организации и особенностей языковой ситуации. В Швейцарии четыре национальных языка (и четыре четко выраженных языковых зоны): немецкий, французский, итальянский и романский. Первые три являются государственными языками. 

  Современная система образования Швейцарии  состоит из шести ступеней:

  - Дошкольное образование

  - Начальная школа

  - Начальная средняя школа 

  - Старшая средняя школа (Matura, Abitur, Baccalaureat, Maturita, A-Lеvel, IB)

  - Профессиональное образование (Колледжи)

  - Высшее образование (Университеты, Высшие политехнические школы,  Высшие 

  специализированные  школы) 

  Дошкольное  воспитание не считается обязательным. 

  Начальное образование. В начальную школу дети поступают в основном в возрасте 6 лет, Обучение в начальной школе продолжается от 4 до 6 лет, в зависимости от Кантона. После этого учащиеся переводятся в один из типов младшей средней школы (1-ая ступень среднего образования), в которой завершается обязательное девятилетнее образование. Таким образом, в разных кантонах обязательное образование включает 6 лет начальной школы и 3 года младшей средней школы, или 5 лет начальной и 4 года младшей средней школы, или 4 года начальной и 5 лет младщей средней. Организационная структура начальной школы сходна во всех кантонах. В первом классе учащиеся занимаются 20-22 урока в неделю, в старших (5-х — 6-х) классах — от 29 до 33 уроков. Учебный год в разных кантонах длится от 36,5 до 40 недель. 

  Среднее образование во всех кантонах имеет две ступени: младшую и старшую (или 1-ый и 2-ой циклы). Первый цикл составляет часть обязательного образования и, как уже было сказано, его длительность в разных кантонах варьируется в зависимости от продолжительности начального образования.

  Типы  младших средних школ многообразны, они могут называться также по-разному  в разных кантонах: средними школами, прогимназиями, реальными школами  и др. Младшие средние школы  готовят к продолжению образования  и получению либо полного общего среднего образования, либо среднего профессионального  образования, либо готовят к получению  профессиональной подготовки через  систему ученичества.

  В семи кантонах учащиеся по окончании  начальной школы переводятся  в младшие средние школы, называемые “циклами ориентации”, где первые год или два мало дифференцированы, а затем учащиеся группируются по отделениям: классическое (прогимназическое), естественнонаучное, общеобразовательное, практическое и др., которые в значительной мере предопределяют тип дальнейшего образования для учащихся.

  Обычно  учебные планы младших средних  школ предусматривают изучение всеми  учащимися родного языка, второго  государственного языка, математики, естествознания, истории, географии, музыки, рисования, физкультуры и факультативно  — современного иностранного языка. Другие предметы зависят от избранного отделения или секции.

  По  окончании первой ступени среднего образования в некоторых кантонах учащиеся сдают письменные или устные экзамены по основным предметам и  получают свидетельство о неполном среднем или обязательном образовании. В других кантонах такой практики нет. После окончания младшей  средней школы можно продолжить образование в средних общеобразовательных  школах второй ступени, в средних  профшколах различного профиля или (после сдачи вступительных экзаменов) в педагогических училищах или приобрести специальность через профессиональное ученичество.

  Среднее образование второй ступени. Существуют две основные категории общеобразовательных  школ второй ступени. Одни школы ведут  к высшему, в частности университетскому, образованию, а другие — открывают  доступ только к некоторым специальностям высшего образования.

  К первой категории относятся 4-летние школы гимназического типа (гимназии, лицеи, колледжи и некоторые др.), после окончания которых можно получить свидетельство о среднем образовании, дающее право поступления без экзаменов в университеты и высшие политехнические школы.

  В Швейцарии сегодня существует пять типов гимназического образования, признанных федеральным “Актом о  признании свидетельств о среднем  образовании”: тип А— древние языки (латинский, греческий); В — современные языки и латинский язык; С — математика и естественные науки; Д — современные иностранные языки; Е — экономические науки. Эти типы федеральных свидетельств о среднем образовании и соответствующее им образование строго определены и другие комбинации между ними не допускаются.

  Среднее образование, ведущее к федеральному свидетельству (экзамену на степень  бакалавра), продолжается не менее 4 лет. Учебный план включает одиннадцать  обязательных для всех учащихся учебных  предметов, включая два профилирующих; специальных в зависимости от типа свидетельства. В числе этих предметов: три базовых (родной язык, второй государственный язык, математика), шесть обязательных (история, география, физика, химия, биология, музыка/рисование) и два специальных: для типа А — латинский и греческий языки; для В — латинский и английский языки; для С — прикладная математика и английский язык; для Д - английский язык и (по выбору) итальянский, испанский или русский язык; для типа Е — экономические науки, английский язык. Обязательной дисциплиной является физическое воспитание.

  В свидетельство о полном среднем  образовании вносятся результаты, полученные учащимися по 11 предметам, но обязательные кантональные экзамены проводятся по пяти: трем базовым и двум специфичным  для типа федерального свидетельства.

  К категории средних школ, не ведущих  к высшему образованию, относятся  двух -трехлетние “школы, дающие диплом”, или, как их еще иногда называют, “школы общей культуры”. Эти школы дают общее образование и готовят к поступлению в некоторые профессиональные учебные заведения (куда принимаются лица в возрасте с 18 лет) по медицинским или художественно-педагогическим, туристическим и некоторым другим специальностям. Обучение в этих школах завершается экзаменами на общее свидетельство— диплом. 

  Профессионально-техническое  образование приобретается путем ученичества, а также в средних и высших профессиональных школах. Система образования в Швейцарии насчитывает около 120 колледжей. Они обычно имеют узкую специализацию и дают хорошее профессиональное образование. Здесь учат секретарскому и гостиничному делу, бухгалтерскому учету и прочим премудростям, необходимым в деловой жизни. Полный курс специализированного обучения в Швейцарии рассчитан на три-четыре года, но ученик должен также посещать 1-2 раза в неделю среднюю профессиональную школу для получения теоретической подготовки. Обучение завершается сдачей экзамена на федеральное свидетельство о профессиональной пригодности. Любопытно, что выпускники швейцарских колледжей остаются без работы реже, чем те, кто окончил вуз (6,1% против 7,6%).

  В этой стране находятся лучшие в мире институты гостиничного менеджмента  и туризма. Это частные учебные  заведения, самым известным из которых  является, пожалуй, Ecole Hoteliere de Lausanne - первое заведение подобного рода в мире. Она основана в 1893 году и предлагает, в частности, 4-годичную программу обучения на английском языке. В школе обучается около 800 студентов из 44 стран. Стоимость семестра обучения составляет 9.300 франков. 

  Высшее  образование. В Швейцарии действуют 12 государственных университетов: семь "классических" кантональных университетов - в Базеле, Берне, Фрибурге, Женеве, Лозанне, Невшатели, Цюрихе и в Санкт-Галлене - два небольших кантональных вуза в статусе университета University College of Lucerne и Universita della Svizzera Italiana в Лугано, а также две специальных политехнических школы EPF Lausanne и ETH Zurich, где учат инженерным наукам и архитектуре. Есть и частные вузы вроде Европейского университета и разных колледжей, однако швейцарцы относятся к таким заведениям с недоверием и не признают их дипломы.

  Университеты  подчиняются и федеральному правительству, и кантонам, поэтому единой образовательной  программы не действует. Обязательный минимум существует только для факультетов  инженерии, права, экономики и менеджмента, сельского хозяйства и дизайна. Программы по всем остальным специальностям различаются в зависимости от того, в каком кантоне находится  вуз. Университеты регулируют численность  студентов с помощью экзамена после первого года обучения, самого сложного. После него отсеивается  до 50% студентов. Такой же экзамен  студенты сдают им после второго  года обучения. Затем следует 2-3 года углубленной подготовки, после чего им присуждается степень лиценциата (Lizentiat) или диплом (Diploma). Эти степени соответствуют степени магистра. Следующая ступень - докторант (PhD) - требует еще трех лет обучения. Учебный год в Университетах Швейцарии разбивается на два семестра. Зимний семестр начинается в середине октября и длится до начала марта. Весенний семестр начинается в середине апреля и завершается в середине июля.

  Поступление в университеты производится в соответствии с принятой системой конкурсного  отбора. Абитуриент подает документы  в университет, в котором хотел  бы обучаться, и ждет решения приемной комиссии. Так как швейцарские  университеты принимают на учебу  студентов из-за рубежа, приемная комиссия не только анализирует академические  показатели абитуриентов, но и соответствие уровня полученного ими образования  швейцарскому уровню. В некоторых  случаях студентам из-за рубежа предлагается пройти подготовительный курс, для  того, чтобы быть принятым в университет.

Информация о работе Образование в Швейцарии