Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение обиды как эмоционального состояния.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Понятие «эмоции» в современной психологии………………………………..5
2. Виды эмоций……………………………………………………………………..10
3. Понятие «обида» в отечественной и зарубежной психологии……………….14
4. Условия возникновения обиды…………………………………………………19
5. Структура обиды………………………………………………………………...22
6. Пути преодоления обиды……………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература………………………………………………………………………….34
Обида - довольно болезненный метод управления поведением обидчика, наказываемого чувством вины за несоответствие моим ожиданиям. Когда мать управляет близкими, часто обижаясь и создавая у них чувство вины, то она, сама того не подозревая, использует жестокое и беспощадное средство воздействия. Они ее любят, а любящие совсем беззащитны против чувства вины.
Близкие в этом случае от постоянной бдительности и боязни снова обидеть любимого человека, как в приведенном выше примере, невротизируются.
Для того, чтобы очистить память от прошлых обид, мы воспользуемся закономерностями научения, негативного научения. Известно, если поведение, обычно сочетается с эмоциональным подкреплением, усиливается, происходит, как говорят психологи, позитивное научение. Если же это поведение не будет сочетаться с подкреплением, то оно будет подвергаться угашению. В этом случае говорят о негативном научении, которое устраняет эмоциональное содержание в данном поведении. Если какое-либо поведение повторяется без привычного для него переживания, то это поведение освобождается от своего эмоционального заряда. То есть оно перестает связываться с этой эмоцией. Отсюда вытекает простая методика очищения памяти.
Орлов М.Ю. [13] считает, что воспроизведение состояния обиды без повторного ее переживания как раз и приведет к угашению эмоционального заряда, связанного с подобными ситуациями. Таким образом, мы очищаем свою память от обид прошлого и в результате становишься не обидчивым в настоящем. А когда от страха перед переживанием мы стараемся не вспоминать обиды прошлого, то происходит их сохранение, консервация в бессознательном уме. Обиды прошлого заряжают энергией обиды настоящего. Боясь воспоминания обид, мы невольно становимся обидчивыми.
Повторение образов неприятных чувств в состоянии покоя ведет к отнятию психической энергии от этих психических структур, что приводит к общей релаксации и покою. Поэтому для психического оздоровления себя важно научиться:
1. приводить себя в состояние покоя;
2. подробно вспоминать нужные обстоятельства и свои состояния, а не забывать их;
Ложная мудрость - "Забудь все плохое и тебе будет хорошо" - обычно приводит к накоплению энергии в бессознательном, которое неминуемо будет порождать болезнь.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что для преодоления обиды необходимо: понять себя, то есть сделать объектом умозрения мои ожидания, относительно поведения другого; понять обидчика, объяснить реальное его поведение: "Почему он ведет себя именно так, а не иначе?"; совершить акт принятия обидчика таким, каким он есть, простить, признать его свободу вести себя как угодно, даже обижать меня.
Заключение.
Эмоции занимают одно из важнейших мест в психической жизни человека, и по праву считаются той основой, на которой базируется интеллектуальная и духовно - личностная сфера. Эмоциональная сфера - явление сложное, многогранное. В ее содержание входят как конкретные эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, так и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые, закрепляясь и обособляясь, становятся чертами характера. В самом широком плане выделяют позитивные переживания: восхищение, ликование, радость и т.д.; и негативные - зависть, грусть, отчаяние, ревность и т.д. Они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой.
Среди негативных переживаний особое место занимает обида. Обида – это отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию в ситуациях, имеющих личностную значимость.
И как эмоциональное состояние по своему протеканию может оцениваться: по степени интенсивности, по степени продолжительности, по глубине, по уровню осознанности, по уровням возникновения и исчезновения, по действию на организм, по форме своего развития, по содержанию, по активности проявления, по выделяемым функциям, по направленности, по особенностям выражения.
При изучении обиды как эмоционального состояние было выявлено, что условиями возникновения обиды являются: связывающие чувства, подобие, соглашение, место. Они взаимосвязаны, одно условие может стать причиной возникновения другого условия. Их общим результатом является обида. Если этих условий нет, то некорректное поведение других вызывает негодование или возмущение, но не обиду. Поэтому важно отличать обиду от других эмоций. Структурными элементами обиды являются: ожидания, эмоциональная реакция, поведение. Если воспроизвести обстоятельства обиды в памяти, то всегда можно выделить эти три элемента. И для преодоления обиды необходимо: понять себя, то есть сделать объектом умозрения мои ожидания, относительно поведения другого; понять обидчика, объяснить реальное его поведение: "Почему он ведет себя именно так, а не иначе?"; совершить акт принятия обидчика таким, каким он есть, простить, признать его свободу вести себя как угодно, даже обижать меня.
Но негативные эмоции, в частности эмоция обиды, выступают как объективная реальность, которая сопровождает человека в течение всей его жизни. Особенности их проявления и стратегии преодоления необходимо выявлять, изучать, интерпретировать, помогать осознавать и учить использовать.
Литература.
1. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. – 420 с.
2. Апуневич О.А. Психологические особенности личности, склонной к переживанию обиды, в подростковом и юношеском возрасте. – СПб.: Курск, 2001. – 190 с.
3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: Перевод с англ. -СПб.: Изд-во <Братство>, 1992. - 224 с.
4. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
5. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. ЛА. Петровской. -М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1993. – 336с.: ил
6. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000 - 400 с.
7. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004.- 327с
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.:, 1971, - 130 с.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
12. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – СПб.:
Изд-во: Академический проект 2002.- 528с
13. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: "Прогресс", 1994. – 252 с.
15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / под ред. Г.В. Бурменской - М.: Прогресс, 1993. - 480с.
16. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В.Светлова. - М.: Академический Проект, 2007. - 224с.
17. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний.// Академия наук СССР, М: Наука, 1972
18. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. /Перев. с англ. А.Малышевой. - Мн.: ТПЦ "Полифакт", 1992.- 130 с.
31