Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:14, реферат
Болезненно измененная психика отличается от нормальной количественно и качественно. Особая важность и трудность проблемы различения нормы и патологии психики обнаруживается в области ранней диагностики психических заболеваний и в области так называемых пограничных состояний. Здесь имеют в ряде случаев известное значение средние статистические величины, подобно характеризующим норму в соматической медицине показателям кровяного давления, пульса, температуры, обмена
Эмоции в формировании
характера и его дефектов. Эмоциональные
реакции проходят, но оставляют след
в форме их условнорефлекторной
временной связи с ситуацией,
в которой они возникли. Неоднократное
повторение реакций упрочивает этот
след как склонность к выявлению
определенного вида эмоций.
Повторная эмоциональная реакция страха
создает пугливость и робость как компонент
характера. Повторный гнев ведет к образованию
таких черт характера как гневливость,
раздражительность, которые при слабости
нервной системы и беспрепятственном
удовлетворении желаний создают нередко
более сложную черту характера – капризность.
Гневливость и капризность в известных
условиях, например, ожидания опасности,
раздражающей обстановки, неудовлетворенных
претензий, вызывая острые аффекты или
длительные аффективные напряжения, могут
приводить к неврозу.
С особенностями характера
тесно связан вопрос о причинах возникновения
эмоций и их болезненных проявлениях
у человека. Если у животных эмоциональная
реакция определяется биологическим
значением воздействующего
Особенности характера и связанных с ними эмоциональных отношений могут становиться источником патологических эмоций.
В профилактике различных заболеваний и в психогигиене большое значение имеют воспитание эмоций, регулирование эмоциональной сферы личности, обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом, волей, укрепление самообладания.
Бред. Мышление и эмоции.
Эмоции могут стимулировать
мыслительный процесс; могут и тормозить
его, а также существенно изменять
в некоторых случаях
Вместе с тем, иногда чрезмерная увлеченность занятием, которое не должно стать главным, а тем более единственным в жизни и деятельности ребенка и взрослого, может тормозить мысль, предметом которой являются другие, более важные для человека вопросы и задачи. Поэтому важно дисциплинировать мышление, используя положительные эмоции, но не давая эмоциям овладеть мышлением в ущерб основным задачам, вопреки воле, желаниям и намерениям человека. Это приходится иметь в виду при воспитании детей невропатов и психопатов.
Сильные эмоции как
отрицательные, так и положительные,
могут оказать отрицательное
влияние на мышление, непосредственно
связанное с тем, что эту эмоцию
вызвало. Нередко, например, чувство
любви мешает любящему объективно оценить
поступки, личность любимого. Эмоция может
затормозить течение
При ряде психических заболеваний, протекающих с нарушениями в аффективной сфере, особенно выражено изменение мышления под влиянием патологически усиленных эмоций – патологических аффектов. Нарушается течение мыслительных процессов при патологически сниженном настроении.
Направленность мышления. О направленности мышления можно говорить в двух планах, тесно между собой связанных. Можно говорить о направленности мышления, как об устойчивой характеристике его, определяемой особенностями личности, ее интересами и потребностями. У человека могут быть наиболее устойчивым предметом его мыслей узкие личные интересы или общественные интересы.
С другой стороны можно говорить о направленности отдельного мыслительного процесса, о движении его в направлении, определенном поставленной задачей. Особенно, у больных мышление может отвлекаться, уходя в направлении более или менее случайно возникших ассоциаций или в сторону более привычных или важных для человека объектов, не относящихся к поставленной задаче.
В форме бредового, патологически извращенного, расходящегося с действительностью мышления развиваются мысли при паранойе. При наличии бредовой идеи (бред изобретательства, бред преследования) у больных нередко остается относительно сохраненным мышление в областях, не относящихся к их бредовой идее, не находящихся под влиянием единой доминирующей у больного эмоции. Резкое и своеобразное снижение направленности мышления и его активности бывает при поражении лобных долей.
Психология и теория медицины. Поскольку психика человека это не только продукт биологического, но и общественно-исторического развития, в медицине необходим учет роли психики, а также углубленное изучение личности человека, его жизненного опыта, взаимоотношения с окружающими и формирующими личность общественно обусловленными обстоятельствами.
Огромное развитие
у нас получила физиология высшей
нервной деятельности, на нее опирается
как на свою естественнонаучную основу
психология вообще и в частности
медицинская психология. И.П.Павлов
хорошо понимал значение психологии
для врача, и особенно для психиатра,
он указывал, что «…психиатру непременно
необходимо быть психологом, хотя бы эмпирическим.
Я бы сказал так: тогда он будет
в более выгодном положении, чем
наши психиатры, вооруженные условными
рефлексами, но без психологии эмпирической».
Однако развитие физиологии высшей нервной
деятельности человека происходило
односторонне, вследствие ее недостаточной
связи с психологией и особенно
медицинской психологией, тесно
связанной с проблемами естествознания.
Сближение физиологии высшей нервной
деятельности с психологией на общей
и единой философской основе диалектического
материализма должно содействовать
наиболее полному и всестороннему
познанию человека. И.М.Сеченов говорил,
что его «всегда страшно
Материалистический монизм в понимании
психофизической проблемы требует изучения
не только тела, но и психики, и именно
медицина является той областью, в которой
это двуединое изучение может быть успешным.
Значение медицинской психологии здесь
весьма велико.
Развитие представляет сущность диалектики. Развитие человека, как известно. Социально и исторически обусловлено. Общественно-историческими условиями определяется индивидуальная психика человека и ее физиологическая основа.
Важным моментом диалектико-
Литература:
-Лебединский М.С.,
Мясищев В.Н. «Введение в
Ленинград, изд. «Медицина», 1966г.
-Гельгорн Э., Луфборроу Д. «Эмоции и эмоциональные расстройства» 1966г.
-Суханов С.А. «Патологические характеры» 1972г.