Норма и патология в психике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:14, реферат

Краткое описание

Болезненно измененная психика отличается от нормальной количественно и качественно. Особая важность и трудность проблемы различения нормы и патологии психики обнаруживается в области ранней диагностики психических заболеваний и в области так называемых пограничных состояний. Здесь имеют в ряде случаев известное значение средние статистические величины, подобно характеризующим норму в соматической медицине показателям кровяного давления, пульса, температуры, обмена

Файлы: 1 файл

норма и патология.docx

— 25.84 Кб (Скачать)

Эмоции в формировании характера и его дефектов. Эмоциональные  реакции проходят, но оставляют след в форме их условнорефлекторной  временной связи с ситуацией, в которой они возникли. Неоднократное  повторение реакций упрочивает этот след как склонность к выявлению  определенного вида эмоций. 
Повторная эмоциональная реакция страха создает пугливость и робость как компонент характера. Повторный гнев ведет к образованию таких черт характера как гневливость, раздражительность, которые при слабости нервной системы и беспрепятственном удовлетворении желаний создают нередко более сложную черту характера – капризность. Гневливость и капризность в известных условиях, например, ожидания опасности, раздражающей обстановки, неудовлетворенных претензий, вызывая острые аффекты или длительные аффективные напряжения, могут приводить к неврозу.

С особенностями характера  тесно связан вопрос о причинах возникновения  эмоций и их болезненных проявлениях  у человека. Если у животных эмоциональная  реакция определяется биологическим  значением воздействующего фактора  и жизненным опытом через механизм корково-подкорковой и вегетативно- эндокринной системы, то у человека при том же механизме в структуре  эмоций решающая роль принадлежит особенностям психики, личности, сформированным определенными  социально-историческими условиями, воспитанием черт характера и  отношений. Эти собственно человеческие черты коренным образом преобразуют  эмоции, свойственные животным, и определяют возникновение новых одному человеку присущих эмоций, связанных с идеологией, моралью, эстетическими потребностями, общественной жизнью, трудом.

Особенности характера  и связанных с ними эмоциональных  отношений могут становиться  источником патологических эмоций.

В профилактике различных  заболеваний и в психогигиене большое значение имеют воспитание эмоций, регулирование эмоциональной  сферы личности, обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом, волей, укрепление самообладания.

Бред. Мышление и эмоции.

Эмоции могут стимулировать  мыслительный процесс; могут и тормозить  его, а также существенно изменять в некоторых случаях содержательную сторону и продукт мыслительного  процесса. Глубокая заинтересованность, связанная с положительной эмоцией, повышает активность мысли, устойчивость мыслительного процесса, сосредоточенность  на стоящей задаче.

Вместе с тем, иногда чрезмерная увлеченность занятием, которое  не должно стать главным, а тем  более единственным в жизни и  деятельности ребенка и взрослого, может тормозить мысль, предметом  которой являются другие, более важные для человека вопросы и задачи. Поэтому важно дисциплинировать мышление, используя положительные  эмоции, но не давая эмоциям овладеть мышлением в ущерб основным задачам, вопреки воле, желаниям и намерениям человека. Это приходится иметь в  виду при воспитании детей невропатов и психопатов.

Сильные эмоции как  отрицательные, так и положительные, могут оказать отрицательное  влияние на мышление, непосредственно  связанное с тем, что эту эмоцию вызвало. Нередко, например, чувство  любви мешает любящему объективно оценить  поступки, личность любимого. Эмоция может  затормозить течение ассоциативного процесса, особенно у страдающих неврозом. Аффективные отрицательные влияния  на структуру мышления особенно сказываются  у многих больных, в первую очередь  страдающими неврозами и психопатиями. При лечении этих больных врач часто должен считать одной из важнейших своих задач помочь больному освободить мышление от чрезмерного, патологического подчинения эмоциям.

При ряде психических  заболеваний, протекающих с нарушениями  в аффективной сфере, особенно выражено изменение мышления под влиянием патологически усиленных эмоций – патологических аффектов. Нарушается течение мыслительных процессов  при патологически сниженном  настроении.

Направленность мышления. О направленности мышления можно  говорить в двух планах, тесно между  собой связанных. Можно говорить о направленности мышления, как об устойчивой характеристике его, определяемой особенностями личности, ее интересами и потребностями. У человека могут  быть наиболее устойчивым предметом  его мыслей узкие личные интересы или общественные интересы.

С другой стороны можно  говорить о направленности отдельного мыслительного процесса, о движении его в направлении, определенном поставленной задачей. Особенно, у больных  мышление может отвлекаться, уходя  в направлении более или менее  случайно возникших ассоциаций или  в сторону более привычных  или важных для человека объектов, не относящихся к поставленной задаче.

В форме бредового, патологически извращенного, расходящегося  с действительностью мышления развиваются  мысли при паранойе. При наличии  бредовой идеи (бред изобретательства, бред преследования) у больных нередко  остается относительно сохраненным  мышление в областях, не относящихся  к их бредовой идее, не находящихся  под влиянием единой доминирующей у  больного эмоции. Резкое и своеобразное снижение направленности мышления и  его активности бывает при поражении  лобных долей.

Психология и теория медицины. Поскольку психика человека это не только продукт биологического, но и общественно-исторического  развития, в медицине необходим учет роли психики, а также углубленное  изучение личности человека, его жизненного опыта, взаимоотношения с окружающими  и формирующими личность общественно  обусловленными обстоятельствами.

Огромное развитие у нас получила физиология высшей нервной деятельности, на нее опирается  как на свою естественнонаучную основу психология вообще и в частности  медицинская психология. И.П.Павлов хорошо понимал значение психологии для врача, и особенно для психиатра, он указывал, что «…психиатру непременно необходимо быть психологом, хотя бы эмпирическим. Я бы сказал так: тогда он будет  в более выгодном положении, чем  наши психиатры, вооруженные условными  рефлексами, но без психологии эмпирической». Однако развитие физиологии высшей нервной  деятельности человека происходило  односторонне, вследствие ее недостаточной  связи с психологией и особенно медицинской психологией, тесно  связанной с проблемами естествознания. Сближение физиологии высшей нервной  деятельности с психологией на общей  и единой философской основе диалектического  материализма должно содействовать  наиболее полному и всестороннему  познанию человека. И.М.Сеченов говорил, что его «всегда страшно удивляло во время студенчества отсутствие психологии в медицинских школах». В конце  жизни он писал, что мечтал написать медицинскую психологию как свою лебединую песню. 
Материалистический монизм в понимании психофизической проблемы требует изучения не только тела, но и психики, и именно медицина является той областью, в которой это двуединое изучение может быть успешным. Значение медицинской психологии здесь весьма велико.

Развитие представляет сущность диалектики. Развитие человека, как известно. Социально и исторически  обусловлено. Общественно-историческими  условиями определяется индивидуальная психика человека и ее физиологическая  основа.

Важным моментом диалектико-материалестического  исследования является изучение развития психики. Медицинская психология в  соответствии с этим должна освещать вопросы соотношения нормального  и патологического развития мозга  и психики, эволюции и инволюции  болезненного процесса и его проявлений в психике.

Литература:

-Лебединский М.С., Мясищев В.Н. «Введение в медицинскую  психологию» 
Ленинград, изд. «Медицина», 1966г.

-Гельгорн Э., Луфборроу  Д. «Эмоции и эмоциональные  расстройства» 1966г.

-Суханов С.А. «Патологические  характеры» 1972г.

Информация о работе Норма и патология в психике