Неомарксизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

Неомарксизм - это особое течение общественной, в том числе философской, мысли 50-60-х годов нашего века, выражавшее тот большой интерес к творчеству Маркса и его философии, который был характерен для этого периода. Речь идет не о новых исследованиях работ Маркса и не о новой интерпретации его творчества. Такого рода исследованиями занимается и будет заниматься марксоведение, анализирующее тексты его работ и дающее им ту или иную интерпретацию. Неомарксизм - это определенное теоретическое устремление найти при помощи Маркса ответы на животрепещущие вопросы современности.

Файлы: 1 файл

неомарксизм.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

«Новые  левые» 60-х годов осознавали свои цели и задачи в «неомарксистских»  понятиях, но вскоре специализация, главным  образом, в области культуры, способствовала тому, что движение «новых левых» быстро встало на рельсы «культурной революции в духе Мао», точнее, революции против культуры.       

«Неомарксизм», представший в качестве современной  формы новорадикального сознания, акцентировал в культуре Запада целый ряд новых  мировоззренческих установок и  ценностных комплексов, которые способствовали окончательному формированию важных идеологических процессов.        

В отличие от «франкфуртской» версии «неомарксизма», иные его варианты развивающиеся в других странах, не были столь жестко «институционализированны»  и не получили такого систематического истолкования, которое обеспечивала Франкфуртская шкрла.       

В числе французских «неомарксистов»  следует отметить Анри Лефевра, для  которого «неомарксизм» был формой перехода от Марксизма-ленинизма к  «левому» радикализму.       

Что касается американского  «неомарксизма», то ему не удалось  достичь такой степени институционализации, какой достигла Франкфуртская школа, он существовал, как направление развития современной американской общественной жизни.       

Одной из наиболее характерных черт американского «неомарксизма», является его четко выраженная социологическая окраска. Этому в немалой степени способствовали Ч. Р. Миллз, А. В. Гаулднер, Л. Левенталь и др.       

Американский  «неомарксизм» уделяет серьезное  внимание проблематике социологии культуры. Об этом свидетельствуют работы едва ли не всех виднейших его представителей. Сюда относится одна из наиболее известных работ Ч. Р. Миллса – «Социологическое воображение», которая представляет собой нечто вроде интеллектуального завещания автора молодым социальным исследователям. В ней содержится не только критический анализ основных направлений в социологической науке, а также позиции Миллса по основным проблемам общественного развития, формируется ряд наиболее важных, по его мнению задач, стоящих как пред обществом в целом, так и перед социальными науками и в первую очередь перед социологией.       

В центре социологической теории Миллса – социальная структура. Социальную структуру он рассматривает как  «наиболее содержательную рабочую  единицу, с которой имеет дело социальные исследователи».       

Отсюда  вытекает и наиболее широкая цель стоящая, по мнению Миллса, перед социологами  – раскрыть каждую из множества  социальных структур в ее компонентах  и целостности. 19       

Другое  важнейшие понятие миллсовской  социальной теории – «нация-государство». «Нация-государство», согласно Миллсу, в данное время является господствующей формой мировой истории; именно «нации-государства» формируют, в разной степени и в разных формах, «цивилизации» и континенты мира, стадии их развития и степень их роста – основные проблемы мировой истории. Именно в рамках той или иной «нации-государства» сегодня организованы политические и военные, экономические и – что особенно существенно – культурные институты.       

Определенное  воздействие на интерес к марксизму оказывали и события, происходившие в те годы в Советском Союзе, связанные с разоблачением сталинизма. Они дали толчок силам, стремившимся преодолеть догматизированный, вульгаризированный марксизм в его советском варианте и творчески подойти к его истолкованию. Как и на Западе, в Советском Союзе начинается издание работ Маркса, появляется многочисленная литература о Марксе, о его философском развитии.       

Неомарксизм, ренессанс Маркса 50-60-х годов был  отражением и выражением всей духовной атмосферы тех лет. Речь идет еще не столько о понимании, сколько об ощущении надвигающихся перемен в образе жизни, сознании, мироощущении человека, что наиболее наглядно выразилось в движении «новых левых», черпавших свои идеи во многом из неомарксистских учений. Критика позднекапиталистического общества была доведена ими до его полного неприятия.        

В 70-е годы на смену левому радикализму  с его увлечением Марксом пришел неоконсерватизм, пытавшийся в условиях экономического кризиса тех лет  удержать прежние ценности. Разочарование в идеях прогресса, гуманизма приводит к отказу от увлечения идеями Маркса. Развивавшаяся в рамках марксизма теория переставала давать ответы на вопросы, выдвинутые приходом постиндустриального общества. Потребовалась смена координат, многие прежние представления о ходе развития общественного процесса утрачивали смысл. Новые исторические реалии, особенно связанные с формированием единой цивилизации, требовали нового осмысления. Это не значит, что у Маркса нельзя ничего найти в этой связи. Но Маркс перестал быть вдохновителем душ, и неомарксизму как философскому направлению, стремившемуся при помощи Маркса осознать общественную ситуацию, пришел конец.       

Сам по себе этот факт не означает того, что  учение Маркса вообще перестало представлять интерес. Оно вошло в сокровищницу мировой культуры, стало ее неотъемлемой частью, а многие аспекты его воззрений еще ждут своего истолкования.

Информация о работе Неомарксизм