Неклассическая методология в психологических направлениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

Гештальтпсихология - появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом гельштатпсихологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. То есть главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Файлы: 1 файл

Неклассическая методология в психологических направлениях.docx

— 23.43 Кб (Скачать)

Гештальтпсихология - появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом гельштатпсихологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. То есть главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Гештальт - форма, вид, он воспроизводит отношения между элементами внешнего физического поля, пространства, с которым взаимодействует организм. Развитие психики отождествляестся с ростом и дифференциацией гештальтов. Различные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Основа развития психики и сознания - восприятие. Гештальтисты показали, что на основе восприятия во взаимосвязи развиваются память, мышление и эмоции.

Культурно-историческая психология – основателем, которой является знаменитый российский психолог Л.С.Выготский. Согласно его замыслу, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, как это делалось во многих других экспериментальных направлениях психологии, например, бихевиоризме, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека.

Л. С. Выготский предположил  существование двух линий развития психики в культурно — исторической психологии:

  • натуральной,
  • культурно опосредствованной.

В соответствии с этими  двумя линиями развития в культурно  — исторической психологии выделяются «низшие» (из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции, например, произвольное внимание и произвольная память) и «высшие» ( непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка) психические функции. Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики — знаками и носит культурных характер. Природа психики социальна, а это означает, что индивидуальное сознание человека на самом деле является огромным множеством взаимодействующих между собой элементов.

Психодинамический подход - главное внимание уделяется содержанию бессознательной части нашей психики. Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. В основе фрейдистской концепции лежит разделение психики на определённые структуры: Ид(бессознательное), Эго(сознание) и  СуперЭго (предсознательное). Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя порой мы осознанно можем не понимать мотивов, которые нами движут. Так же в психодинамическом подходе рассматривается идея о стремлении человека к получению удовольствия. Следовательно существует два цикла: здоровый цикл(который приводит к получению удовольствия и гомеостазу) и невротический цикл(который не приводит к удовлетворению, так как потребность является асоциальной)Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте.

Экзистенциально-феноменологическая психология – психологическая дисциплина, которая ищет объяснения сущности, структуры или форм как человеческой жизнедеятельности, так и человеческого поведения, как обнаруживаемых посредством описательных по своей сути техник, включающих дисциплинированную рефлексию. Это направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшая в русле философии экзистенциализма.  Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту либо к тому же опыту, что был в прошлом.

Человек является способным  мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

«Экзистенциально-феноменологический подход стремится к сохранению описательного и открыто-законченного уровня анализа человеческой жизни, которая, одновременно, признает как уникальность каждого бытия-в-мире, так и видоразделенность транскультуральной данности бытия человеком, устанавливающей границы - или инварианты данности - для возможностей нашей жизни»

 

Для аргументации принадлежности выбранных подходов к методологии  неклассического типа следует базироваться на критериях, данного этапа методологии. А именно, для неклассической науки подходит новое положение о том, что целое теперь признается несводимым к простой сумме его частей (холизм). Так же важным критерием для отбора данных подходов послужил детерминизм, но не линейный, как это было на классическом этапе методологии, а 3 новых типа детерминизма: вероятностного (основанного на том, что между причиной и следствием зависимость является вероятностной), целевого (опирается не на причину, предшествующую во времени, а на цель, к которой данное явление стремится) и круговой ( есть причина, которая обуславливает следствие, и это следствие в свою очередь обуславливает следующую причину и так по кругу пока не возвращается к первой причине).

  Все выбранные подходы отражают данные принципы, следовательно, подходят к неклассическому типу методологии психологии.

  Гештальтпсихология базируется на принципе холизма. В данном подходе ни в коем случае не сводится целое к простой сумме его частей, гештальтпсихологи рассматривают сознание не как отдельные элементы, а как целостные психические образы.

  В культурно-исторической психологии на основе положения о формировании «высших» и «низших», которые в свою очередь развиваются при помощи знаков, и психика предстаёт как огромное множество взаимодействующих между собой элементов,  проявляется вероятностный детерминизм, так как есть причина по которой будет идти развитие, но каким будет развитие точно сказать не возможно. Также рассматривается холизм например в том, что психика не выступает в роле совокупности её элементов, скорее ей отдаётся право на свободное обширное развитие.

  Психодинамический подход является представителем холизма в проявлении своёй структуры психики, так как психика не сводится к сумме своих частей, эти структуры неотъемлемы друг от друга, потому что развиваются одна из другой, и благодаря своему взаимодействию не являются простой суммой. Так же в данном подходе прослеживается целевой детерминизм, на примере здорового или невротического цикла, когда целью становится достижение удовольствия и гомеостаза, учитывая, что причина заключалась в том, чтобы снять напряжение за счёт удовлетворения, это и является целью, к которой психика стремится.

Сразу два вида детерминизма, а именно, круговой и вероятностный можно выделить в экзистенциально-феноменологической психологии. На примере их идеи о том, что любое решение это опыт в будущем либо повторение прошлого опыта, можно увидеть их проявление. То существует вероятность развитие двух путей данного решения, либо если решение выступает как опыт прошлого, то это круговой детерминизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет 

имени Максима Танка»

 

Факультет психологии

 

 

 

 

Кафедра методологии и  методов в психологии

 

 

 

 

 

ЭССЕ

Неклассическая методология в психологических направлениях

(гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология)

 

 

 

 

                                                                   

  Выполнила:

                                                                                      студентка 2 к, 27 гр.,

                                                           Волкович Виктория

                                                                           Проверил:

Дьяков Дмитрий Григорьевич                                                                 

                                                                                 

 

 

 

 

 

Минск 2012


Информация о работе Неклассическая методология в психологических направлениях