Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:36, доклад
Всемирная организация здравоохранения связывает снижение успешности обучения в школе со следующими причинами: ухудшение природной и социальной экологии, оказывающее неблагоприятное воздействие на соматическое и нервно-психическое здоровье детей, сложные инновационные программы с высокими требованиями к подготовке детей к обучению в школе и повышенная загруженность режима дня школьников. Кроме того, школьной неуспеваемости способствует не всегда своевременная и квалифицированная диагностика трудностей обучения детей, выявление их причин и механизмов
Нарушения мыслительной деятельности у младших школьников
Всемирная организация здравоохранения
связывает снижение успешности обучения
в школе со следующими причинами:
ухудшение природной и
Начальная школа предъявляет
особые требования к развитию
мышления, потому что именно в
это время закладывается
Таким образом, изучение особенностей сформированности мышления у младших школьников с различной успеваемостью и особенностей межфункционального взаимодействия мышления и других ВПФ позволяет выделить факторы, лежащие в основе его формирования, а также определить пути и методы его коррекции и способы диагностики причин школьной неуспеваемости [4].
Нами было проведено
исследование на базе
Основной методикой
была выбрана «Методика
диагностики детей» Л.С. Цветковой, ее экспресс-вариант [3].
Нами исследовались
двигательные навыки ребенка,
его умение удерживать в
кожно-кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной, памяти, внимания, сферы образов представлений, речи. При этом мы рассматривали время выполнения задания, инертность мышления, импульсивность.
Мыслительная деятельность
на вербальном уровне
Мы выделили следующие
критерии развития вербального
мышления младших школьников:
1) способность анализировать
вербальную информацию при
2) способность анализировать
вербальную информацию на
3) способность формулировать мысль;
4) способность к нахождению
смысловой последовательности.
С этой целью в
первой серии эксперимента у
младших школьников с разной
успеваемостью исследовалась
Во второй серии
требовалось разбить текст на
части. Это задание выявляет
умение ориентироваться в
Способность формулировать
мысль (третий показатель) проверяли,
когда учащиеся придумывали
Для исследования умения
ребенка выделять смысловую
В итоге
1. Дети из контрольной
группы лучше справлялись
2. Низкие результаты в контрольной и основной группах были получены при выполнении заданий на зрительное восприятие. Эти результаты свидетельствуют о слабости зрительно-гностических функций, несформированности образа предмета и образов представлений.
3. Дети контрольной группы
продемонстрировали высокий
Качественная и количественная система оценок мышления
Качественная и количественная система оценок мышления
Критерии динамических характеристик мышления |
Характеристика деятельности |
Оценка в баллах |
Целенаправленность |
Ребенок активен, выполняет действия осмысленно, у него есть какая-то цель, на которую он ориентируется |
0 |
Целенаправленность и активность периодически то исчезает, то снова восстанавливается |
1 | |
После некоторых попыток выполнить задание цель теряется, действия становятся чисто манипулятивными, перестает проверять свои действия, предпринимать новые варианты решений, может «съезжать» на другие темы и т.д. |
2 | |
Критичность |
Самостоятельно может оценить свой результат как правильный или неправильный, может сказать, что не правильно, что не похоже на образец |
0 |
Для того, что бы критично оценить свой результат, необходима стимуляция со стороны взрослого: «Похоже?», «Все правильно?» и т.д. |
1 | |
Не может самостоятельно оценить свой результат, все время говорит, что правильно, даже после наводящей стимуляции со стороны |
2 | |
Контроль, текущий и конечный |
Все время сверяется с образцом; перед тем как сказать, что все выполнил, еще раз проверят данные |
0 |
Сверяется с образцом только в начале деятельности, в дальнейшем выполняет без опоры на условия задания, контроль время от времени, в конце не всегда |
1 | |
Практически сразу начинает выполнять задание без текущего контроля, отсутствует и контроль конечный |
2 | |
Эмоциональ ное реагирование на задание |
Интерес к заданию, положительные эмоции при правильном выполнении, разочарование и досада при неудаче |
0 |
Нейтральное отношение к заданию, равнодушие к результатам |
1 | |
Негативное отношение к заданию и необходимости его решения; досада, раздражение, отсутствие какого-либо интереса к результатам |
2 | |
Импульсивность |
Ребенок внимательно слушает инструкцию, анализирует условия и сопоставляет их между собой, тормозит непосредственно возникающие реакции |
0 |
Ребенок может в единичных случаях «повестись» на непосредственно возникшую реакцию в результате провоцирующего действия инструкции |
1 | |
Не тормозит возникающие
реакции в большем числе |
2 | |
Инертность |
Действия четкие и точные, нет влияния предыдущей деятельности на последующую |
0 |
Действия более произвольны, и замедлены. Возможны ошибки в результате влияния предыдущей деятельности с самокоррекцией |
1 | |
Влияние предыдущей деятельности очень сильно, коррекция затруднена |
2 | |
Время выполнения |
Выше среднего времени |
0 |
Среднее |
1 | |
Затрачено времени больше, чем среднее время. |
2 |
Анализ полученных
в основной группе результатов
обнаружил тенденцию к
1. Первый вариант развития
ВПФ связан с синдромом
2. Второй вариант развития
ВПФ у неуспевающих младших
школьников представлен
3. Синдром несформированности произвольных движений и действий возникает у 26% детей основной группы при недостаточной зрелости передних отделов мозга. Основными нейропсихологическими симптомами здесь выступает изменение динамики протекания моторных процессов – динамических характеристик произвольных движений и речевых процессов в результате нарушения кинетического фактора.
Резюмируя вышесказанное,
отметим, что нами определены
три группы детей, где в
Таким образом, мы
получили три варианта
При первом варианте
мышление неуспевающих младших
школьников характеризуется
При втором и третьем
вариантах развития ВПФ
У неуспевающих младших школьников, которые входят в группу с синдромом несформированности вербально-гностических и вербально-мнестических процессов (второй вариант развития) несформированность мышления проявляется в трудностях работы с текстом (запоминания текста и отдельных его фрагментов, фактического и смыслового его понимания, выделения основной мысли и скрытого смысла, формулирования мысли, понимания значений слов и т.д.).
Подводя итог, можно отметить, что несформированность таких факторов, как фонематический слух, сужение объема слухового восприятия и вербальной памяти определяют трудности формирования мышления, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, что связано с их ведущей ролью в процессах мышления. Снижение зрительного восприятия и пространственного анализа и синтеза проявляется в большей степени при решении невербальных мыслительных задач.
Литература
1. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. – М., 1990.
2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных повреждениях мозга. – М., 2000.
3. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М., 1995.
4. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.; Воронеж, 2000.
Информация о работе Нарушения мыслительной деятельности у младших школьников