Нарушение непосредственной памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:00, доклад

Краткое описание

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать различный отрезок времени.
Антероградная амнезия — потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния.

Файлы: 1 файл

Нарушение непосредственной памяти.docx

— 15.70 Кб (Скачать)

Нарушение непосредственной памяти

Коротко остановимся на основных нарушениях памяти и  интеллекта. Амнезия - потеря памяти, отсутствие ее.

Ретроградная  амнезия — потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать различный отрезок времени.

Антероградная амнезия — потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния.

Нередко встречается  сочетание этих двух видов амнезий, в таком случае говорят о ретроантероградной амнезии.

Фиксационная  амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.

Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живет в начале нашего века, что только что кончилась первая мировая война, только что началась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Подобные  нарушения памяти отмечаются часто  при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит  прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно  прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность  к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних  лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим, сохранившееся  в памяти отдаленное прошлое приобретает  особую актуальность в сознании больного. Такие расстройства памяти возникают  в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга.

Парамнезия – ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Конфабуляции – другой вид парамнезий - вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности.

Криптомнезия – такого рода парамнезии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или выучил когда-либо и т.д.

Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является корсаковский синдром, который был описан известным  отечественным психиатром С.С. Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях.

Корсаковский  синдром – нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.

Впоследствии  оказалось, что корсаковский синдром  может обнаружиться и при диффузных  поражениях мозга неалкогольного генеза (К. Гампф, И. Делей) и также при  поражении определенных ограниченных мозговых систем (В.М. Бехтерев, Ю. Грюнталь, Б. Милнер).

Больные, у  которых имеют место подобные амнестические явления, не помнят, как  мы говорили выше, событий недавнего  прошлого, но воспроизводят те события, которые были много лет назад. Так, подобный больной может правильно  назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит даты общественной жизни, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера  родственники, беседовал ли с ним  сегодня врач и т.п.

Ряд экспериментальных  данных свидетельствуют о том, что  речь идет о плохом воспроизведении. Еще в 1911 г. Э. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Э. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно  для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной перестал подавать Э. Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.

А.Р. Лурия  и Н.К. Киященко были сделаны выводы о том, что нейрофизиологическими  механизмами корсаковского синдрома являются нарушения ретроактивного торможения, а не слабость следообразования.

Одной из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции. Так, один из больных  заявил, что он сегодня “ходил в  лесок по грибы”, другой заявил, что  “он вчера был дома, на заводе, ему там устроили пышную встречу”.

Корсаковский  синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций: нередко  больные сами замечают дефекты своей  памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант  событий. Таким образом, нарушение  памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной  ориентировкой в окружающем. Реальные события могут то отчетливо выступать  в сознании больного, то переплетаются  причудливо с не имевшими место событиями.

Невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни.

При апатическом  состоянии деятельность больных  оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных  недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них  отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии  часто наблюдалась расторможенность, дурашливое поведение, расстройство критики.

Недостатки  памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. Такие больные вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче  было создать любой, несоответствующий  ситуации вариант, чем адекватно  сообщить о виденном или слышанном.

Информация о работе Нарушение непосредственной памяти