Наркомания и токсикомания.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 04:17, реферат

Краткое описание

Приём наркотиков в России за последние годы превратился в общенациональную проблему. Этим заболеванием поражаются преимущественно молодые люди, которые вскоре становятся рабами наркотиков, бросая учёбу, работу, семью, продавая вещи, машины, квартиры.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………. 2. Наркомания и ее виды: …………………………………………………. - героин;…………………………………………………………………….. - марихуана, гашиш………………………………………………………... 3. Уровни вовлеченности в наркоманию………………………………….
4. Основные факторы порождающие наркоманию:………………………
- микро-социальные факторы;…………………………………………….
- психопатологические факторы…………………………………………..
5. Особенности детской наркомании………………………………………
6. Типы семей «группы риска» по наркотизации………………………....
7. Профилактика наркомании………………………………………………
8. Анти-наркологическая работа в учебных заведениях………………….
9. Заключение……………………………………………………………….. 10. Список используемой литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

Реферат по ОБЖ (Автосохраненный).docx

— 475.00 Кб (Скачать)

- синдромы странных увлечений или метафизической интоксикации.

 

                               

 

 

                                    Особенности детской наркомании.

Чтобы понять такой сложный феномен  как детская наркомания, необходимо научно обосновать причины их возникновения  и распространения, выявить социальные, биологические, психологические механизмы  их возникновения, а так же создать  социально-психологические службы, нацеленные на профилактику  наркомании в школьных коллективах, неформальных объединениях и по месту жительства. Это позволит определить общие и  специфические рамки помощи детям, употребляющим наркотики.

Подростковый возраст специфичен. У подростков ярко выражена познавательная активность, социальная конфликтность. Высокая активность организма на фоне недостаточного сформированных защитных сил сочетается со значительной нервно-психической  неустойчивостью, дисграмоничным  развитием и низким самоконтролем. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.

Особенности детской наркомании можно  проследить на уровнях: микроуровне (социокультурный  аспект), мезоуровне (психофизиологический аспект), макроуровне (личностный аспект).

Социокультурный аспект особенностей детской наркомании включает:

1. массовое увеличение злоупотребление наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

2. «омоложение» контингента лиц, употребляющие наркотические средства, до 13-14 лет;

3. изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще пять лет тому назад дети из неблагополучных семей, где ведущими факторами были криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются наркотические вещества;

4.переход от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящие более разрушительное действие на организм подростков, вызывающие быстрое привыкание к наркотикам и приводящие к деградации личности. Вместе с тем сохраняется определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. В отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

5. в связи с тем, что принятие детьми наркотических препаратов не одобряется обществом, подростки употребляют их тайком, принимая большую дозу одномоментно;

6. распространение мифов о наркомании.

Миф первый: детям свойственно ощущать  себя бессмертными и бесстрашными, поэтому они считают: «Я только попробую это не страшно и не опасно».

 Миф второй: «Я в любое  время могу отказаться; я не  наркоман».

 Миф третий: «Алкоголь и табак  - это тоже наркотики, но человек  принимает их, и это является  общественно одобряемым, поэтому  нет ничего страшного в принятии  легких наркотиков». 

Опасность данных мифов состоит  в недооценке наркотиков: после первого  же приема ухудшаются все компоненты здоровья — физические (биологические, экологические) генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

Психофизиологический аспект особенностей детской наркомании и алкоголизма  связан со спецификой подросткового  организма. Он включает:

1. быстрое привыкание детского организма к наркотическим веществам и спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3—4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо   растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

2. быстрое развитие наркотической зависимости и запойного пьянства. Для подростков становится нормой употреблять наркотики и спиртные напитки по любому поводу. При этом в состоянии легкого наркотического опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению;

3. злокачественное течение болезни. В подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, устойчивость центральной нервной системы к действию наркотиков и алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

4. низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление наркотиков и алкоголя включается в структуру потребностей: высокий уровень распространенности употребления наркотических веществ, среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей, высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках наркотиков и алкогольных напитков или средств для их приобретения, широкий набор поводов для употребления наркотических препаратов и алкоголя и их систематическое употребление.

            Личностный аспект, связанный с психологическими особенностями характера наркомана  включает:

1. снижение самоконтроля. Безвольный человек легко идет на нарушение общественных норм, становится послушным исполнителем чужой воли, чужих нравственных представлений и оценок. Руководствуясь наркотиками, он совершает противоправные и аморальные действия;

2. удовлетворение любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познание приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков и алкоголя взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотическим веществам свидетельствует о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;

3. следование молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, где предполагаются танцы без перерыва в течение 10 часов. Чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази». Под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества. 

                   

 

 

 

 

 

 

 

                         Типы семей «группы риска» по наркотизации.

 Выделяют насколько типов  семей, в которых ребенок начинает  употреблять наркотические вещества  чаще, чем в других семьях. 

1. Конфликтные семьи. Отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять наркотиками или протестовать. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться.

2. Дисоциализированные семьи. Как правило характеризуются низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом и антисоциальным образом жизни, семьи активно формируют у ребенка, находящегося в постоянном конфликте с окружающим их социумом, агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру. У него формируется потребность скрывать наркотические пристрастия своей семьи. Он внутренне переживает свою неполноценность. Чувствуя себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя защищенным, он социально изолирует себя. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят, и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в таких семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывают долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.

У детей и подростков в неблагополучных  семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводит к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, прежде всего через приобщение к наркотическим традициям компании. [www.booksmed.com]

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                         Профилактика наркомании.

           Профилактическая  деятельность, как правило, строится  на комплексной основе и обеспечивается  совместными усилиями  воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных  педагогов, сотрудников  правоохранительных  органов.  Однако несмотря на  все затраты и усилия, именно  профилактика является наиболее  уязвимым местом. Выявление лиц  с наркотическими проблемами  и до настоящего времени вызывает  большие трудности. Фактически  вся лечебно-профилактическая и  реабилитационная работа в области  наркологии касается явных, запущенных  случаев наркомании, токсикомании  и алкоголизма.

     В международной практике  можно выделить следующие основные  модели профилактики:                                                                                                      

- медицинская модель ориентирована  преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование  учащихся о негативных последствиях приёма наркотических и иных  психоактивных  средств на физическое и психическое здоровье;                                                                                                                               

- образовательная  модель направлена  на обеспечение детей и молодежи  полной  информации о проблеме  наркомании и обеспечение свободы  выбора при максимальной информированности;

- психосоциальная модель своей  главной целью утверждает необходимость  развития определённых психологических  навыков в противостоянии групповому  давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке.

     Анализируя обстановку  в области наркомании в России, следует сказать, что первичной  профилактикой наркомании преимущественно  занимается система образования,  в основном образовательные учреждения  среднего звена – школы, профессиональные училища, менее активно -  колледжи, лицеи и вузы. Ведены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», « Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной  и медицинской моделям профилактики.

     На пути решения  поставленных задач  профилактики  стоит целый ряд серьёзных  препятствий.

1. Федеральный закон от 8 января 1998г. №3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах»  предусматривающий оказание  наркологической  (реабилитационной помощи) исключительно  в учреждениях здравоохранения.

2. Действующие законодательство  допускает медицинское освидетельствование  потребителей наркотических средств  только по постановлению органов  прокуратуры, органов дознания. Следователя  или судьи.

3. Российское законодательство  запрещает потребление наркотических  средств или психотропных веществ  без назначения врача, но не  определяет меру ответственности  за подобное нарушение закона.

     Вместе с тем наркомания  – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьёзные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ – инфекция и СПИД, венерические болезни), и столько же легко их распространяет.

     Антинаркотическая профилактика  – это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер,  которая имеет своё содержание, свою этапность и динамику развития, свой определённый конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.

Информация о работе Наркомания и токсикомания.