Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:32, реферат
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.  
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
 Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".
Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
 Поощрение 
и наказание могут 
Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:
- не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
- не хвалить больше двух раз за одно и то же;
- не хвалить из жалости;
- не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.
Индивидуальные требования к норме похвалы
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
- дети с 
комплексом неполноценности, 
- дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
- самолюбивые 
дети с повышенной 
Типы похвалы
1. "Компенсация". 
Используется для тех детей, 
у которых чего-то серьезно 
не хватает (физический 
2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
 Можно 
выделить следующие типы 
 а) утверждать, 
что ребенок что-то делает 
 b) одобрять 
за малейшие попытки 
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
 Используя 
аванс как тип похвалы, 
3. "Подъемная" 
похвала. Если мы собираемся 
повышать требования к ребенку,
4. Косвенное 
одобрение. Похвала, при 
5. "Взрыв 
любви" (скорая психологическая 
помощь). Используется в крайних 
случаях, когда у ребенка 
Наказание.
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
 Большинство 
родителей считают, что для 
прекращения непослушания 
 Наказание 
обладает внушающим 
Рекомендуемые формы наказания
1)вынужденное 
безделье – сидит в 
2)лишение поощрений и привилегий;
3)осуждение поведения;
4)народное 
средство. 
В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
 Никогда 
нельзя использовать как 
Правила наказания 
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
 6) Наказан 
значит прощен, страницу жизни 
перевернул – никаких 
 7) Любое 
наказание не должно 
 8) Ребенок 
не может не огорчать – это нормально, 
поэтому относиться к этому нужно соответственно. 
Не стремиться переделывать ребенка, а 
также не допускать, чтобы он жил в страхе 
перед наказанием. 
Нельзя 
наказывать лишением 
любви! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МГУЛ
ИПСОП 
 
 
 
 
Доклад
По предмету: Психология
На тему: Наказание и поощрение в
процессе 
воспитания 
 
 
 
Выполнил: студент 2 курса
Специальность 250403
Губернский Р.А.
Проверил: преподаватель
Бахтигулова 
Л.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Семенов 2011
Информация о работе Наказание и поощрение в процессе воспитания