Наказание и поощрение в процессе воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:32, реферат

Краткое описание

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".

Файлы: 1 файл

Наказание и поощрение.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Поощрение и наказание в  процессе воспитания ребенка 

Во все  времена родителей волновали  вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и  наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. 

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

 Поощрение  и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко  используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

 Правила  поощрения

 По своему  действию похвала похожа на  наркотик, т.е. привыкший к похвале  будет всегда в ней нуждаться.  Передозировка похвалы вредна.

Ограничители  похвалы:

- не хвалить  ребенка за то, что достигнуто  ребенком не своим трудом (красота,  ум, сила, здоровье и т.д.);

- не хвалить  больше двух раз за одно  и то же;

- не хвалить  из жалости; 

- не хвалить  из желания понравиться.

Человеку  в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные  требования к норме похвалы

Особенно  в похвале нуждаются следующие  категории детей:

- дети с  комплексом неполноценности, основанным  на их действительных    недостатках.  Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

- дети с  обоснованным комплексом "сверх  полноценности" (действительно талантливые  дети). Для них похвала – гормон  роста, они знают о своих  преимуществах, но нуждаются в  признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

- самолюбивые  дети с повышенной чувствительностью  к оценке. Им похвала в принципе  вредна, но без нее они не  могут обходиться. Выход: не хвалить  открыто, но сообщать ребенку  безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.  

 

Типы похвалы

1. "Компенсация". Используется для тех детей,  у которых чего-то серьезно  не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. "Аванс"  – это похвала за то, что  будет, опережающий тип. Он  внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно  хвалить утром и на ночь. Хвалить  за малейшую попытку совершенствования  себя.

 Можно  выделить следующие типы аванса:

 а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше,  независимо от реальности;

b) одобрять  за малейшие попытки преодолеть  себя и не ругать, если не  получается;

 с) не  замечать дурных проявлений, если  они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

 Используя  аванс как тип похвалы, следует  не переступать черту возможного  и не вводить ребенка в заблуждение.

3. "Подъемная"  похвала. Если мы собираемся  повышать требования к ребенку,  то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное  одобрение. Похвала, при которой  вроде бы не хвалят, т.е. попросить  помощи, совета и т.п. В разговоре  с другим человеком как бы  между прочим сказать добрые  слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. "Взрыв  любви" (скорая психологическая  помощь). Используется в крайних  случаях, когда у ребенка кризисное  состояние.

Наказание.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует  отметить, что он тоже имеет право  на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а  о любви родителей к ребенку  и, одновременно, дает ему "отпущение  грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

 Большинство  родителей считают, что для  прекращения непослушания ребенка  больше подходят немедленные  наказания, а не профилактические  меры. Следует помнить, что любой  метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

 Наказание  обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку  и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

1)вынужденное  безделье – сидит в специальном  кресле, в углу и т.п.;

2)лишение  поощрений и привилегий;

3)осуждение  поведения;

4)народное  средство. 

В. Леви рекомендует  за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

 Никогда  нельзя использовать как наказание  физическую или умственную работу.

Правила наказания 

1) Наказывая,  подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание  никогда не должно вредить  здоровью.

3) Если есть  сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один  раз можно наказать только  за один проступок. "Салат"  из наказаний не для детей.

5) Запоздало  не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан  значит прощен, страницу жизни  перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое  наказание не должно сопровождаться  унижением, не должно рассматриваться  как торжество силы взрослого  над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием. 

Нельзя  наказывать лишением любви! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МГУЛ

ИПСОП 
 
 
 
 

Доклад

По  предмету: Психология

На  тему: Наказание и поощрение в

процессе  воспитания 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса

 Специальность  250403

Губернский  Р.А.

Проверил: преподаватель

Бахтигулова Л.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семенов 2011

Информация о работе Наказание и поощрение в процессе воспитания