Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:28, доклад
Этнокультурные проблемы в настоящее время приобретают особую значимость т.к. именно сейчас человечество переживает эру глобализации и далеко не все согласны принять этот процесс как данность. Многие люди в борьбе за свою национальную идентичность или мнимое превосходство собственной нации проявляют агрессию в отношении инородцев. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелями которого является человечество с конца 20 века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом.
Актуальность темы: Этнокультурные проблемы в настоящее время приобретают особую значимость т.к. именно сейчас человечество переживает эру глобализации и далеко не все согласны принять этот процесс как данность. Многие люди в борьбе за свою национальную идентичность или мнимое превосходство собственной нации проявляют агрессию в отношении инородцев. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелями которого является человечество с конца 20 века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом.
Для понимания проблемы необходимо определиться с понятиями «агрессия» и «национализм»
Агрессия - (от лат.- aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.
Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
Стоит заметить, что многочисленные исследователи трактуют понятие национализм в соответствие с собственными убеждениями. Одни считают его - базовым подсознательным инстинктом, присущим любому психически здоровому и социально-адаптированному человеку, другие - позорным явлением, формирующим лишь негативные установки и стереотипы ко всему инонациональному.
Приведу две полярные точки зрения:
«Национальное чувство есть любовь к историческому
облику и к творческому акту своего народа.
Национализм есть вера в его духовную
и инстинктивную силу; вера в его духовное
призвание. Национализм есть воля к творческому
расцвету моего народа — в земных делах
и в небесных свершениях. Национализм
- есть созерцание своего народа перед
лицом Божиим, созерцание его истории,
его души, его талантов, его недостатков,
его духовной проблематики, его опасностей,
его соблазнов и его достижений. Национализм
есть система поступков, вытекающих из
этой любви и веры, из этой воли и этого
созерцания. Вот почему истинный национализм
можно описать как духовный огонь, возводящий
человека к жертвенному служению, а народ
— к духовному расцвету. Это есть восторг
от созерцания своего народа в плане Божием,
в дарах Его Благодати. Национализм есть
благодарение Богу за эти дары; но он есть
и скорбь о своем народе, если народ оказывается
не на высоте этих даров.
«Националист — это тот, кто думает исключительно или в основном категориями состязательного престижа. Он может быть позитивным или негативным националистом, то есть он может использовать собственную интеллектуальную энергию для возвеличивания или уничижения, но в любом случае его мысли всегда направлены на победы или поражения, триумфы или унижения. Он рассматривает историю, особенно современную историю, как бесконечные взлеты и падения великих общественных группировок, и в каждом происходящем событии ему видится, что его сторона побеждает, а ненавистный противник проигрывает. Но важно также не путать национализм с простым обожествлением успеха. Националиста нельзя упрекнуть просто в приверженности выгодному принципу объединения с сильнейшим. Напротив, встав на ту или иную сторону, он уверяет себя, что она-то и есть сильнейшая, и способен придерживаться этого убеждения, даже когда факты абсолютно против него. Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте.»
Причины межнациональной агрессии в России
Во времена Советского Союза
характер межнациональных отношений
был обусловлен общей идеологической
установкой на интернациональную дружбу.
Межнациональная неприязнь, если и
имела место, то носила тлеющий характер.
С началом перестройки
Наиболее агрессивными мигрантами по статистике являются мигранты с Кавказа.
Хотя каждый народ Кавказа и индивидуален - имеет собственные культуру, общественный уклад, обычаи, психологический тип, - но в то же время можно говорить о неком образе мужчины, который типичен для Кавказа в целом.
Это мужчина активный, импульсивный,
имеющий высокое чувство
Особо хотелось бы заострить внимание на отношении выходцев с Кавказа к русским женщинам, которые тоже нередко становятся жертвами агрессии, в том числе и сексуальной. Русским женщинам, в сравнении с кавказскими традициями, позволяется очень многое. Разрешается демонстрировать свою сексуальность - обнажать ноги, руки, грудь, волосы, шею. Русские женщины ведут себя так, как принято в России, и не более того. Но кавказцы истолковывают это иначе - как демонстрацию доступности. Отсюда, с одной стороны, возникновение сексуального желания, а с другой - пренебрежение к нормам ухаживания. Зачастую, такое отношение вызывает у слабого пола ответную агрессию, что воспринимается отдельно взятыми кавказцами как нонсенс, ибо на их родине интересы женщины может отставать лишь родственник – мужчина.
Однако, мигранты далеко не всегда являются инициаторами агрессии, 26 % коренного населения России открыто заявляет о своей ксенофобии руководствуясь следующими причинами:
1. Захват чужого жизненного пространства. Приезжие, по мнению ксенофобов, пользуются теми благами, на которые не имеют права
2. Вытеснение с рынка
труда коренного населения.
3. Организация своего
бизнеса. Создание «своих»
4. Вытеснение местного
населения из общественных
5. Насаждение своих порядков. Неуважение к местному законодательству, традициям и нормам поведения. Стремление решать значительную часть проблем «по-своему»( руководствуясь к примеру нормами Шариата), часто посредством «договоренностей», взяток, поощрение родоплеменного кумовства.
6. Разрушение национальных культурных традиций. .
7. Разрушение генофонда коренной нации (расы). Смешанные браки между людьми, принадлежащими к разным нациям (расам), и как следствие этого - утрата национальной идентичности, основных национальных признаков (для славянской этнической группы: европейских черт лица, светлой кожи, светлого и светло-русого окраса волос).
8. Плодовитость. Создание
многодетных семей при полном
или частичном отсутствии
9. Увеличение числа асоциальных групп за счет приезжих. Отсутствие возможности самореализации в качестве рабочей силы для большинства «приезжих» и, как следствие этого, криминализация общества, появление большого числа маргиналов. Несоблюдение санитарных норм, бомжевание, нищенство и попрошайничество, ведущее к распространению опасных инфекционных заболеваний.
10. Создание криминогенной
обстановки. Участие в противоправной
деятельности: организация этнических
преступных сообществ, самое
Пути решения проблемы.
Источники:
:3. http://www.rosbalt.ru/smirnov/