Национализм и агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:28, доклад

Краткое описание

Этнокультурные проблемы в настоящее время приобретают особую значимость т.к. именно сейчас человечество переживает эру глобализации и далеко не все согласны принять этот процесс как данность. Многие люди в борьбе за свою национальную идентичность или мнимое превосходство собственной нации проявляют агрессию в отношении инородцев. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелями которого является человечество с конца 20 века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом.

Файлы: 1 файл

Национализм и агрессия.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Актуальность  темы: Этнокультурные проблемы в настоящее время приобретают особую значимость т.к. именно сейчас человечество переживает эру глобализации и далеко не все согласны принять этот процесс как данность. Многие люди в борьбе за свою национальную идентичность или мнимое превосходство собственной нации проявляют агрессию в отношении инородцев.  Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелями которого является человечество с конца 20 века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом.

Для понимания проблемы необходимо определиться с понятиями «агрессия» и  «национализм» 

Агрессия - (от лат.- aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология  и направление политики, базовым  принципом которых является тезис  о высшей ценности нации и её первичности  в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Стоит заметить, что многочисленные исследователи трактуют понятие  национализм в соответствие с  собственными убеждениями. Одни считают его - базовым подсознательным инстинктом, присущим любому психически здоровому и социально-адаптированному человеку, другие  -  позорным явлением, формирующим лишь негативные установки и стереотипы ко всему инонациональному.

Приведу две полярные точки зрения:

«Национальное чувство есть любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа. Национализм есть вера в его духовную и инстинктивную силу; вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к творческому расцвету моего народа — в земных делах и в небесных свершениях. Национализм - есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его истории, его души, его талантов, его недостатков, его духовной проблематики, его опасностей, его соблазнов и его достижений. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви и веры, из этой воли и этого созерцания. Вот почему истинный национализм можно описать как духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ — к духовному расцвету. Это есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати. Национализм есть благодарение Богу за эти дары; но он есть и скорбь о своем народе, если народ оказывается не на высоте этих даров. 
 
                                          И.А. Ильин "Манифест Русского Движения".

 

«Националист — это тот, кто думает исключительно или в основном категориями состязательного престижа. Он может быть позитивным или негативным националистом, то есть он может использовать собственную интеллектуальную энергию для возвеличивания или уничижения, но в любом случае его мысли всегда направлены на победы или поражения, триумфы или унижения. Он рассматривает историю, особенно современную историю, как бесконечные взлеты и падения великих общественных группировок, и в каждом происходящем событии ему видится, что его сторона побеждает, а ненавистный противник проигрывает. Но важно также не путать национализм с простым обожествлением успеха. Националиста нельзя упрекнуть просто в приверженности выгодному принципу объединения с сильнейшим. Напротив, встав на ту или иную сторону, он уверяет себя, что она-то и есть сильнейшая, и способен придерживаться этого убеждения, даже когда факты абсолютно против него. Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте.»

 

                                                                                 Оруэлл Джордж

 

 

Причины межнациональной  агрессии в России

 

Во времена Советского Союза  характер межнациональных отношений  был обусловлен общей идеологической установкой на интернациональную дружбу. Межнациональная неприязнь, если и  имела место, то носила тлеющий характер. С началом перестройки произошел резкий всплеск национального самосознания народов, населявших СССР, что выразилось в стремлении к суверенности, автономизации и сегрегации, а также в многочисленных межнациональных конфликтах, зачастую доходивших до военного противостояния. Еще одним процессом, качественно повысившим уровень межнациональной напряженности, стало усиление миграционных процессов - перемещение населения из республик бывшего СНГ в Россию и, особенно, в крупные города - Москву и Санкт-Петербург.

Наиболее  агрессивными мигрантами по статистике  являются  мигранты с Кавказа.

Хотя каждый народ Кавказа и  индивидуален - имеет собственные  культуру, общественный уклад, обычаи, психологический тип, - но в то же время можно говорить о неком образе мужчины, который типичен для Кавказа в целом.

 

Это мужчина активный, импульсивный, имеющий высокое чувство собственного достоинства и готовый его отстаивать. Кавказцы агрессивны, когда ощущают презрение к себе. На Кавказе принято реагировать на любую попытку понизить твой мужской статус. Если ты идешь по улице и тебя оскорбили - ты обязан ответить, принять меры, иначе ты опозорен. У русских такого нет, на оскорбление можно не обратить внимания. Но кавказец, оказавшийся в России с такими установками, испытывает огромную нагрузку - он вынужден реагировать на всё вокруг. И поэтому окружающими он часто воспринимается как психотик.

Особо хотелось бы заострить внимание на отношении выходцев с Кавказа  к русским женщинам, которые тоже  нередко становятся жертвами агрессии, в том числе и сексуальной. Русским женщинам, в сравнении с кавказскими традициями, позволяется очень многое. Разрешается демонстрировать свою сексуальность - обнажать ноги, руки, грудь, волосы, шею. Русские женщины ведут себя так, как принято в России, и не более того. Но кавказцы истолковывают это иначе - как демонстрацию доступности. Отсюда, с одной стороны, возникновение сексуального желания, а с другой - пренебрежение к нормам ухаживания. Зачастую, такое отношение вызывает у слабого пола ответную агрессию, что воспринимается отдельно взятыми кавказцами как нонсенс, ибо на их родине интересы женщины может отставать лишь родственник – мужчина.

Однако, мигранты далеко не всегда являются инициаторами агрессии, 26 % коренного населения России  открыто заявляет о своей ксенофобии руководствуясь следующими причинами:

1. Захват чужого жизненного пространства. Приезжие, по мнению ксенофобов, пользуются теми благами, на которые не имеют права

2. Вытеснение с рынка  труда коренного населения. Захват  рабочего места, согласие работать за меньшую плату и в худших условиях чем «коренное» население (отказ от социальных гарантий, льгот и т.п.).

3. Организация своего  бизнеса. Создание «своих» рабочих  мест, как правило, занимаемых  или «земляками», или близкими  родственниками. В некоторых случаях - монополизация каких-либо видов деятельности, например, мелкооптовой и розничной торговли.

4. Вытеснение местного  населения из общественных сфер  деятельности. Занятие важных, а  соответственно, и высокооплачиваемых постов в обществе.

5. Насаждение своих порядков. Неуважение к местному законодательству, традициям и нормам поведения. Стремление решать значительную часть проблем «по-своему»( руководствуясь к примеру нормами Шариата), часто посредством «договоренностей», взяток, поощрение родоплеменного кумовства.

6. Разрушение национальных  культурных традиций. .

7. Разрушение генофонда  коренной нации (расы). Смешанные  браки между людьми, принадлежащими  к разным нациям (расам), и как  следствие этого - утрата национальной  идентичности, основных национальных признаков (для славянской этнической группы: европейских черт лица, светлой кожи, светлого и светло-русого окраса волос).

8. Плодовитость. Создание  многодетных семей при полном  или частичном отсутствии условий  для нормального проживания, питания,  образования. Тревога, что большое количество детей «некоренного» населения в дальнейшем будет конкурировать с «местными» во всех сферах жизнедеятельности.

9. Увеличение числа  асоциальных групп за счет  приезжих. Отсутствие возможности  самореализации в качестве рабочей силы для большинства «приезжих» и, как следствие этого, криминализация общества, появление большого числа маргиналов. Несоблюдение санитарных норм, бомжевание, нищенство и попрошайничество, ведущее к распространению опасных инфекционных заболеваний.

10. Создание криминогенной  обстановки. Участие в противоправной  деятельности: организация этнических  преступных сообществ, самое активное  участие во всех видах криминального  промысла, в том числе - в наркоторговле,  проведении терактов и т.д.

 

 

Пути решения проблемы.

 

  • Обязательная культурная интеграция приезжих. Полезно было бы ввести обязательный экзамен на знание русского языка , законодательства и этических норм поведения на территории принимающей, мигрантов страны   ( не важно Россия это или Таджикистан).
  • Оздоровление титульной нации, государственные дотации на развитие спорта, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей. Как гласит народная мудрость: «Нож режет где мягче», соответственно и насилие проявляется к более слабым. Равные силы,  выберут политику ненападения, либо цивилизованного соперничества.
  • Соблюдение принципов разумной толерантности, свободы  национального самовыражения и вероисповедания.  Должен работать принцип: «твоя свобода начинается там, где заканчивается моя».
  • Повышение общего культурно-образовательного уровня граждан. Известно, что проявление примитивной агрессии удел в основном малообразованных  и недалеких людей  Таким людям необходимо показать альтернативные пути самоутверждения. 

Источники:

  1. А.М. Миллер. Вместо введения. Национализм как теоретическая проблема. В кн.: Национализм и формирование наций; М.1994

 

  1. Исламов Т.М. Вопросы нации; Национализм и формирование наций; М. 1944

 

:3.  http://www.rosbalt.ru/smirnov/


Информация о работе Национализм и агрессия