Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:24, практическая работа

Краткое описание

Наблюдение является методом сбора данных, в то время как эксперимент представляет собой метод "управляемого" производства данных. Оба должны что-то делать с данными, но этим исчерпывается их общность. Наблюдению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределенности и диффузности, в то время как для научного эксперимента характерны точность, связность, строгость и объективность. Оба исключают друг друга, но и обуславливают в какой-то степени друг друга.

Файлы: 1 файл

Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

      Тема: «Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования» (сравнить)

Основания для сравнения (признак) Наблюдение Эксперимент
1. Определение наблюдения и эксперимента Является методом  сбора данных. Представляет  собой метод «управляемого» производства данных.
2. Главная особенность метода Взаимосвязь наблюдателя  с объектом наблюдения. Эксперимент позволяет  проверить предположения об изменении одной переменной под действием другой.
3. Важнейшее достоинство метода Наблюдение осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Возможность манипулирования переменными. Можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.
4. Элементы наблюдения и эксперимента 1) объект;  
2) субъект;  
3) средства;  
4) условия;  
5) система знания, исходя из которой задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты. 
1) цель;  
2) объект экспериментирования;  
3) условия, в которых находится или в которые помещается объект;  
4) средства эксперимента;  
5) материальное воздействие на объект. 
5. Естественность/искусственность условий, в которых протекает изучаемое явление Исследователь изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека. Исследователь сам создаёт условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, ситуации или психологических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека.
6. Вмешательство в ход изучаемого явления Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов. Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов.
7. Связи между явлениями и условиями их изучения 
 
 
 
 
 
Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить. 
 
 
Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или 
протекания психических процессов.
8. Фиксирование/учитывание условий протекания изучаемого явления Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения. Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики.
9. Фиксирование фактов поведения испытуемого Исследователь фиксирует фак-ты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах.
10. Возможность воспроизведения изучаемого явления Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал. Исследователь может воспроизвести явление, 
которое он уже наблюдал.
11. Возможность найти ответ на вопрос, заданный исследователем Вопрос остаётся открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нём смутное  представление. Вопрос становится гипотезой, т. е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверить гипотезу.
12. Контроль ситуации Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению. Ситуация эксперимента чётко определена.
13. Точность регистрации действий испытуемого Менее строгая, чем в эксперименте. Точная процедура  регистрации действий испытуемого.
14. Недостатки метода 1) ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;                                  2) сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений;                            3) высокая трудоёмкость метода;                                          4) различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и т. д.;                                        5) на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. 1) весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.;

2) для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры.

 
 
 

      Выводы. Наблюдение является методом сбора данных, в то время как эксперимент представляет собой метод "управляемого" производства данных. Оба должны что-то делать с данными, но этим исчерпывается их общность. Наблюдению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределенности и диффузности, в то время как для научного эксперимента характерны точность,  связность, строгость и объективность. Оба исключают друг друга, но и обуславливают в какой-то степени друг друга. Экспериментируя, можно наблюдать, но наблюдая, невозможно экспериментировать. Чем больше наблюдатель пытается повлиять на данную ситуацию, тем сильнее он продвигается в направлении эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных Интернет-ресурсов 

      1. http://ozrp.narod.ru/learn/year0708/2nd/korn_smirn169-171.pdf – Кафедра общих закономерностей развития психики: Наблюдение и эксперимент.

      2. http://www.xn--e1aogju.xn--p1ai/shemy/psihologija/aismontas-b-b-pedagogicheskaja-psihologija-shemy-i-teksty-2004-g/243.html – Схемо РФ: Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента.

      3. http://www.durov.com/study/Metody_i_metodiki_issledovaniya_2-1038.ppt – Сайт Российских Студентов-Филологов: Методы и методики исследования: Сравнение наблюдения и эксперимента.

      4. http://www.zaochnik.com.ua/psihologiya/index.php?item=9 – Zaochnik: учебный портал: Методы наблюдения и эксперимента. Их преимущества и недостатки. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования