Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:24, практическая работа
Наблюдение является методом сбора данных, в то время как эксперимент представляет собой метод "управляемого" производства данных. Оба должны что-то делать с данными, но этим исчерпывается их общность. Наблюдению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределенности и диффузности, в то время как для научного эксперимента характерны точность, связность, строгость и объективность. Оба исключают друг друга, но и обуславливают в какой-то степени друг друга.
Тема: «Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования» (сравнить)
Основания для сравнения (признак) | Наблюдение | Эксперимент |
1. Определение наблюдения и эксперимента | Является методом сбора данных. | Представляет собой метод «управляемого» производства данных. |
2. Главная особенность метода | Взаимосвязь наблюдателя с объектом наблюдения. | Эксперимент позволяет проверить предположения об изменении одной переменной под действием другой. |
3. Важнейшее достоинство метода | Наблюдение осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. | Возможность манипулирования переменными. Можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. |
4. Элементы наблюдения и эксперимента | 1) объект; 2) субъект; 3) средства; 4) условия; 5) система знания, исходя из которой задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты. |
1) цель; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или в которые помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект. |
5. Естественность/искусственность условий, в которых протекает изучаемое явление | Исследователь изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека. | Исследователь сам создаёт условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, ситуации или психологических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека. |
6. Вмешательство в ход изучаемого явления | Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов. | Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов. |
7.
Связи между явлениями и условиями их
изучения |
Исследователь
может долго ожидать, чтобы возникли
такие связи между явлениями и влияющими
на них факторами и условиями, которые
он хотел бы изучить. |
Исследователь
может варьировать условия протекания
и проявления явления, исключать и добавлять
их с тем, чтобы выявить причинно-следственные,
функциональные и иные связи между условиями
существования события или протекания психических процессов. |
8. Фиксирование/учитывание условий протекания изучаемого явления | Исследователь
фиксирует фон и условия |
Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики. |
9. Фиксирование фактов поведения испытуемого | Исследователь фиксирует фак-ты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. | Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах. |
10. Возможность воспроизведения изучаемого явления | Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал. | Исследователь
может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал. |
11. Возможность найти ответ на вопрос, заданный исследователем | Вопрос остаётся открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нём смутное представление. | Вопрос становится гипотезой, т. е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверить гипотезу. |
12. Контроль ситуации | Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению. | Ситуация эксперимента чётко определена. |
13. Точность регистрации действий испытуемого | Менее строгая, чем в эксперименте. | Точная процедура регистрации действий испытуемого. |
14. Недостатки метода | 1) ограниченность,
принципиально частный характер каждой
наблюдаемой ситуации; |
1) весьма сложно
организовать эксперимент так, чтобы испытуемый
не знал о том, что он испытуемый. Если
это не удается, то более чем вероятны
скованность испытуемого, сознательная
или бессознательная тревога, боязнь оценки
и пр.;
2) для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры. |
Выводы.
Наблюдение является методом сбора данных,
в то время как эксперимент представляет
собой метод "управляемого" производства
данных. Оба должны что-то делать с данными,
но этим исчерпывается их общность. Наблюдению
присущи атрибуты неточности, неконтролируемости,
неопределенности и диффузности, в то
время как для научного эксперимента характерны
точность, связность, строгость и объективность.
Оба исключают друг друга, но и обуславливают
в какой-то степени друг друга. Экспериментируя,
можно наблюдать, но наблюдая, невозможно
экспериментировать. Чем больше наблюдатель
пытается повлиять на данную ситуацию,
тем сильнее он продвигается в направлении
эксперимента.
Список
использованных Интернет-ресурсов
1.
http://ozrp.narod.ru/learn/
2.
http://www.xn--e1aogju.xn--
3.
http://www.durov.com/study/
4.
http://www.zaochnik.com.ua/
Информация о работе Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования