Мышление как процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:26, реферат

Краткое описание

Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.

Файлы: 1 файл

Мышление как процесс.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

    Мышление  как процесс 
 

    «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».  

                                                                                                  И.П. Павлов.

                                                                                   [16, с. 110] 

    Мышление  как процесс. 

    Процесс познания на уровне мышления, процесс  соотнесения объектов, образов, понятий  и символов может быть развернутым  и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы. 

    Мышление  как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой общей форме будет иметь несколько этапов: 

    1.     замешательство; 

    2.     обращение к образам памяти  и понятиям; 

    3.     манипуляция образами и понятиями; 

    4.     преодоление препятствия. 

    Для  того, чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения  мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируются на ее основе. 

    Задача  является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого знания- это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мышления. 

    Задача  может формулироваться самим  человеком в ходе его  практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми. 

    Все задачи имеют одну общую объективную  структуру и характеристики. Общая  структура задачи включает в себя условия и требование. Под условиями  понимаются все факторы, имеющие  отношение к разрешению проблемной ситуации. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность. Проиллюстрировать возникновение проблемной ситуации и структурных компонентов задачи можно на простом жизненном примере. 

    Предположим, что вы после целого дня блуждания по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь домой. Вы идете по лесу, перешагиваете через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег(требование).

    Функции мышления

    Если  схематично выделить основные функции  мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие:

    мышление  выделяет то общее, что объединяет отдельные  предметы, события, факты;

    находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями;

    осуществляет  сравнительный анализ возможных  путей решения проблемы;

    предлагает  оптимальный вариант решения  и последующих действий и, образно  говоря, сопровождает действия «светом  размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

    Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с  помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.иоржю.0

Информация о работе Мышление как процесс