Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:26, реферат
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.
    Мышление 
как процесс 
 
«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».
                              
                              
    Мышление 
как процесс. 
    Процесс 
познания на уровне мышления, процесс 
соотнесения объектов, образов, понятий 
и символов может быть развернутым 
и хорошо осознаваемым в силу того, 
что сознанию уже представлены объекты, 
с которыми производятся операции. Процесс 
мышления иногда развернут во времени 
так, что он не может остаться незамеченным, 
и наконец, часто он субъективно переживается 
именно как действие, деятельность, труд, 
иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, 
но в то же время приносящий ни с чем не 
сопоставимое удовлетворение и восторг, 
когда в результате него достигается понимание 
или обнаруживается решение проблемы. 
    Мышление 
как психический аппарат 
    1.     
замешательство; 
    2.     
обращение к образам памяти 
и понятиям; 
    3.     
манипуляция образами и понятиями; 
    4.     
преодоление препятствия. 
    Для  
того, чтобы мышление «заработало», 
необходимо появление проблемной ситуации. 
Однако этого недостаточно для возникновения 
мышления, поскольку некоторые проблемные 
ситуации могут быть разрешены и без 
его привлечения, методом проб и ошибок. 
Специфическим для мышления объектом 
является не сама по себе проблемная ситуация, 
а задача, которая формулируются на ее 
основе. 
    Задача 
является специфическим объектом мышления 
безотносительно к областям человеческого 
знания- это может быть физический мир, 
общественная жизнь, межличностные отношения, 
сам человек, в том числе и его процесс 
мышления. 
    Задача 
может формулироваться самим 
человеком в ходе его  практической 
деятельности, а может быть дана ему в 
готовом виде другими людьми. 
    Все 
задачи имеют одну общую объективную 
структуру и характеристики. Общая 
структура задачи включает в себя 
условия и требование. Под условиями 
понимаются все факторы, имеющие 
отношение к разрешению проблемной ситуации. 
Одной из важных характеристик задачи 
является ее сложность. Проиллюстрировать 
возникновение проблемной ситуации и 
структурных компонентов задачи можно 
на простом жизненном примере. 
Предположим, что вы после целого дня блуждания по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь домой. Вы идете по лесу, перешагиваете через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег(требование).
Функции мышления
Если схематично выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие:
мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты;
находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями;
осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы;
предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.иоржю.0