Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:26, реферат
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.
Мышление
как процесс
«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».
Мышление
как процесс.
Процесс
познания на уровне мышления, процесс
соотнесения объектов, образов, понятий
и символов может быть развернутым
и хорошо осознаваемым в силу того,
что сознанию уже представлены объекты,
с которыми производятся операции. Процесс
мышления иногда развернут во времени
так, что он не может остаться незамеченным,
и наконец, часто он субъективно переживается
именно как действие, деятельность, труд,
иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный,
но в то же время приносящий ни с чем не
сопоставимое удовлетворение и восторг,
когда в результате него достигается понимание
или обнаруживается решение проблемы.
Мышление
как психический аппарат
1.
замешательство;
2.
обращение к образам памяти
и понятиям;
3.
манипуляция образами и понятиями;
4.
преодоление препятствия.
Для
того, чтобы мышление «заработало»,
необходимо появление проблемной ситуации.
Однако этого недостаточно для возникновения
мышления, поскольку некоторые проблемные
ситуации могут быть разрешены и без
его привлечения, методом проб и ошибок.
Специфическим для мышления объектом
является не сама по себе проблемная ситуация,
а задача, которая формулируются на ее
основе.
Задача
является специфическим объектом мышления
безотносительно к областям человеческого
знания- это может быть физический мир,
общественная жизнь, межличностные отношения,
сам человек, в том числе и его процесс
мышления.
Задача
может формулироваться самим
человеком в ходе его практической
деятельности, а может быть дана ему в
готовом виде другими людьми.
Все
задачи имеют одну общую объективную
структуру и характеристики. Общая
структура задачи включает в себя
условия и требование. Под условиями
понимаются все факторы, имеющие
отношение к разрешению проблемной ситуации.
Одной из важных характеристик задачи
является ее сложность. Проиллюстрировать
возникновение проблемной ситуации и
структурных компонентов задачи можно
на простом жизненном примере.
Предположим, что вы после целого дня блуждания по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь домой. Вы идете по лесу, перешагиваете через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег(требование).
Функции мышления
Если схематично выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие:
мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты;
находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями;
осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы;
предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.иоржю.0