Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:39, реферат
Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее процесс мышления стал рассматриваться в психологии и стал предметом точного экспериментального исследования. В данной работе описаны различные теории мышления, такие как теория гештальтпсихологии, бихевиоризма, ассоциации и другие. Также в работе представлены материалистические и идеалистические подходы.
построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
создании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Понятие о языке и речи
В процессе мышления человек использует различного рода средства:
практические действия;
образы и представления;
модели;
схемы;
символы;
знаки;
язык.
Опора на эти
культурные средства, орудия познания
характеризует такую
В психологической науке речь
понимается как система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных
знаков и символов для передачи информации;
процесс материализации мысли. Важно отличать
речь от языка. Их основное различие заключается
в следующем. Язык
- это система условных символов, с помощью
которых передаются сочетания звуков,
имеющие для людей определенные значение
и смысл. Если язык - объективная, исторически
сложившаяся система кодов, предмет специальной
науки - языкознания (лингвистики), то речь
является психологическим процессом формирования
и передачи мысли средствами языка. Как
психологический процесс речь является
предметом раздела психологии, называемым
"психолингвистикой".
Речь без усвоения языка невозможна, в
то время как язык может существовать
и развиваться относительно независимо
от человека, по законам, не связанным
ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка:
исторически сложившееся средство общения;
развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
отражает психологию народа;
система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи:
выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции:
воздействия;
сообщения;
выражения;
обозначения.
Функция воздействия
заключается в способности человека посредством речи
побуждать людей к определенным действиям
или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией
(мыслями) между людьми посредством слов,
фраз.
Функция выражения заключается в том,
что, с одной стороны, благодаря речи человек
может полнее передавать свои чувства,
переживания, отношения, и, с другой стороны,
выразительность речи, ее эмоциональность
значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности
человека посредством речи давать предметам
и явлениям окружающей действительности
присущие только им названия.
Заключение
Мышление является
высшим познавательным процессом. Оно
представляет собой форму творческого
отражения человеком
Список литературы
1. Большой психологический
словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова,
В. П. Зинченко. — СПб. ;
М, 2003. — 672 с.
2. Выготский Л.С. История развития высших
психических функций// Выготский Л.С. Собр.соч.:
В 6 т. Т.3. – М., 1983. – 480 с.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию:
Курс лекций: Учебное пособие для вузов.
— М., 1997. – 344 с.
4. Грановская Р. М. Элементы практической
психологии.— Л., 1988.—560 с.
5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики.
Введение в психологию активности. —2-е
изд., доп. — М., 1989. – 324 с.
6. Дружинин В. Н. и др. Когнитивная психология.
– СПб., 2002. – 480 с.
7. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.
, 2001. — 582 с.
8. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ.
высш. пед. учеб, заведений: В 3-х кн. Кн.
1:Общие основы психологии. — М.,1998. – 422
с.
9. Петухов В. В. Психология мышления –
М., 1987. – 89 с.
10. Психология. Учебник / под ред. А.А.Крылова.
- М., 1999. – 442 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
— СПб. , 2003. — 712 с.
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии :
учеб. пособие для вузов. — Ростов-на-Дону,
2005. — 672 с.