Мышление как познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:39, реферат

Краткое описание

Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее процесс мышления стал рассматриваться в психологии и стал предметом точного экспериментального исследования. В данной работе описаны различные теории мышления, такие как теория гештальтпсихологии, бихевиоризма, ассоциации и другие. Также в работе представлены материалистические и идеалистические подходы.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

построении  образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

создании программы  поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

продуцировании  образов, кои не программируют, а  заменяют деятельность;

создании образов, соответствующих описанию объекта.      

Воображение присуще  только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается  на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

 

Понятие о языке  и речи

 

В процессе мышления человек использует различного рода средства:

практические  действия;

образы и  представления;

модели;

схемы;

символы;

знаки;

язык.

Опора на эти  культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность  мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования  мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связаное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. 
     В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой". 
     Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. 
     Выделяются следующие признаки языка:

исторически сложившееся  средство общения;

развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;

отражает психологию народа;

система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для  людей определенные значение и смысл.

Выделяются  следующие признаки речи:

выражает психологические особенности отдельно взятого человека;

наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

Речь также  понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих  тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Функции речи

Речь выполняет  определенные функции:

воздействия;

сообщения;

выражения;

обозначения.

Функция воздействия  заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них. 
     Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. 
     Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения. 
     Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 

 

Заключение

 

 

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно  представляет собой форму творческого  отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для  которой нет готовых средств решения.  Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

 

 Список литературы

 
1. Большой психологический  словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П.     Зинченко. — СПб. ; М, 2003. — 672 с. 
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. – М., 1983. – 480 с. 
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 1997. – 344 с. 
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— Л., 1988.—560 с.  
5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. —2-е изд., доп. — М., 1989. – 324 с. 
6. Дружинин В. Н. и др. Когнитивная психология. – СПб., 2002. – 480 с. 
7. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб. , 2001. — 582 с. 
8. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3-х кн. Кн. 1:Общие основы психологии. — М.,1998. – 422 с. 
9. Петухов В. В. Психология мышления – М., 1987. – 89 с. 
10. Психология. Учебник / под ред. А.А.Крылова. - М., 1999. – 442 с. 
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб. , 2003. — 712 с. 
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2005. — 672 с. 
 
 




Информация о работе Мышление как познавательный процесс