Мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Тема мышление и речи затрагивалась всегда. Еще в древние времена философы рассуждали на эти темы, да и сейчас можно увидеть много книг, научных фильмов, статей, посвященных их изучению, что говорит о популярности «мышления и речи». К сожалению, и в наше время нельзя сказать, что эти темы хорошо изучены. Человек не может жить без мыслей, то есть они рождаются на протяжении всей жизни человека. Так как же это происходит? Что такое мышление? Как оно связано с речью?
Цель работы ответить на эти вопросы, а также на другие не менее важные, посвященные этой же теме.

Оглавление

Глава 1.Введение
Глава 2.Мышление
2.1Общая характеристика мышления………………………………………………..
2.2.Основные виды умственных операций…………………………………………
2.3.Теории развития когнитивных процессов……………………………………
а) Бихевиористская конценпия………………………………………………
б) Когнитивистская концепция…………………………………………
Глава 3.Речь…………………………………………………………………………
3.1.Общая характеристика речи………………………………………………………...
3.2.Этапы формирования речи………………………………………………………
3.3. Могут ли другие биологические в иды овладеть человеческим языком? .........
3.4.Основные виды речи………………………………………………………………..
3.5.Ораторское искусство………………………………………………………….
Глава 4.Мышление и речь……………………………………………………………
Глава 5.Заключение………………………………………………………………………….
Глава 6.Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 34.11 Кб (Скачать)

Анализ и синтез — важнейшие  мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Овладевая чтением, ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет слова, в словах — слоги и звуки) и синтез  (из звуков и букв составляет слоги, из слогов — слова, из слов — предложения). Для понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части.

Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться разбирать и собирать его на практике.

Абстракция и конкретизация.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Абстракция лежит в  основе обобщения — мысленного объединения  предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

Некоторые советские психологи  (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и  содержательное  (теоретическое).  Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.

Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

        Индукция и дедукция.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

 В процессе  индуктивного  мышления мы можем допустить  ошибку и сделать неправильный  вывод, то есть для достоверности  надо использовать различные  свойства предметов и явлений.  Например, если мы опускаем в  воду подобные металлические  предметы, и они тонут, а хотим  тем самым доказать, что все  металлические предметы тонут,  то это будет неправильно, так  как не будет учтен вес.

 Процесс – противоположный  индукции – дедукция,то есть это логический вывод в процессе мышления общего к частному. Например, зная  общие правила написания слов, воспользовавшись ими можно грамотно написать письмо.

2.3.Теории развития когнитивных процессов

 Благодаря каким механизмам  формируются мышление и другие  когнитивные процессы?!

Существуют различные  точки зрения по поводу этого суждения. Особо остро встал вопрос между  бихевиористами и когнитивистами. Далее я хотела бы рассмотреть позиции этих двух противостоящих сторон.

 Бихевиористская конценпия.

Некогда Уотсон выдвинул гипотезу о том, что мысль порождается  той же двигательной активностью, что  и речь. По его мнению разница между двумя этими процессами состоит в том, что мысль представляет собой внутренний диалог, а речь – это мысль, произнесенная вслух. Эта идея имеет место,  ее даже может подтвердить следующий факт.

 Если приложить электроды  к языку или нижней губе  человека, умножающего в уме два  числа, то можно будет зарегистрировать  изменение потенциала. Такой же  результат можно получить, если  приложить электроды к кончикам  пальцев глухого, привыкшего общаться  с помощью жестов, и попросить  решить его похожую умственную  задачу.

 Можно сделать вывод,  что мышление сопровождалось  скрытой двигательной активностью.  Однако было показано, что мышление  возможно и без нее следующим. опытом.1

В этом опыте у добровольца  вызвали паралич, введя определенную дозу кураре, но тем не менее испытуемый мог рассуждать и по окончании действия препарата, смог рассказать все, что происходило с ним во время эксперимента.

 Что касается взаимоотношений  между мышлением и речью, то  далеко не всегда речь –  это точная копия мысли. Например, при всплеске эмоций мы можем  обнаружить, что наш словарный  запас, не так богат, чтобы  точно выразить все свои чувства  и переживания.

 Когнитивистская концепция.2.

По мнению когнитивистов, развитие мышления тесно связано с использованием понятий. Ведь  благодаря именно понятиям ребенок может организовать информацию и даже предвидеть последствия своих действий в окружающем мире. Поэтому внимание когнитивистов заостряется на процессе вырабатывания, развития и преобразования мыслей. Для этого обратимся к двум теориям: теория Брунера и теория Пиаже.

Концепция Брунера.

Брунера интересует содержание умственной жизни. По его мнению, наше познание мира носит, прежде всего, двигательный и чувственный характер. Включено в мысль может лишь то, что прошло через чувства и двигательную активность. Безусловно, даже самое элементарное мы не сможем совершить без этих инстанций. В этом смысле сенсомоторное отображение действительности не формируется только в первые годы жизни. То есть оно продолжается на протяжении всей жизни – мы бегаем, ходим, распознаем запахи духов… К этому способу отображения действительности добавляется второй способ – это иконическое отображение. При этом ребенок откладывает у себя в памяти воспринимаемые им образы. Это служит первым шагом к символическому представлению, характерному для детей школьного возраста. В подростковом и юношеском возрасте образы уступают понятиям, в основном это переход к символическому представлению происходит из-за речи. По Брунеру речь в этом возрасте для детей является ориентиром в жизни, то есть ребенок усваивает слова вокруг него, строит понятия, поэтому для Брунера речь – важнейшее орудие развития когнитивных процессов. 

Концепция Пиаже.

Эта концепция основана на взаимодействии между организмом и  окружающей средой. По идеи Пиаже, индивид  все время стремится адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим  его из равновесия, и тем самым  компенсировать эти изменения. Таким  образом, индивид заставляет либо изменить свои структуры адаптации организма, либо выработать новые. Пуаже считает, что эти структуры или схемы, организуются путем усовершенствования или преобразования. Такая организация помогает уверенно ориентироваться в реальной жизни и правильно представлять процессы и закономерности, лежащие в ее основе. У новорожденных рефлексы играют важную роль при действиях в некоторых ситуациях. Однако, вскоре их становится недостаточно, тогда организм, их изменяет. Например , хватательный и сосательный рефлекс комбинируются и ребенок начинает тащить предметы в рот. Затем эта схема вместе со зрительным контролем ,дает возможность ребенку самому орудовать соской, потом новый тип – кормление  с ложечки и так далее. Таким образом, по Пиаже приспособление происходит по двум механизмам:

1) ассимиляция, при которой  индивидуум  пытается приспособить  новую ситуацию к существующим  структурам.

2)аккомодация, при которой,  напротив, старые схемы изменяются  с целью их приспособления  к новой ситуации.

 

 

 

 

1. Годфруа, Ж. Что такое психология.-М:МИР,1996.-С.365.

2. Там же.-С.366.

 

 




 

 

Так, если например, ребенок  будет пытаться сосать ложечку (ассимиляция), то

вскоре он поймет, что  это не эффективно, и он начнет изменять свою схему (аккомодация), и таким  образом развивать и изменять движения губ и языка, что бы забирать с ложечки пищу. По мнению

Пиаже, существует три главные стадии развития познавательных процессов.

 Для первой стадии  – сенсомоторной характерно: становление  и развитие чувствительных и  двигательных структур. Этот период  длится первые два года. В это  время ребенок: трогает, нюхает, смотрит, пробует на вкус. К  концу второго года ребенок  получает достаточно информации, что бы формировать символическую  деятельность.

 Следующая стадия –  конкретных операций. Здесь преобладает  символическая деятельность. Этот  период длится от двух до  двенадцати лет. Символическое  мышление развивается с помощью  жестов, понятий, языка. Слова  обретают смысл и значат конкретные  предметы. Так развивается мышление. Поначалу мышление субъективно,  но в постепенно ситуация меняется. Ребенок учится смотреть на вещи с разных точек зрения, становится боле объективным.

 После этого наступает  стадия - формальных операций. Здесь  начинают играть роль гипотезы, дедуктивные заключения. Именно  на этой стадии хорошо развивается  понятийное мышление, что позволяет  усваивать сложные классификации,  цифры, далекое прошлое и будущее.  Это происходит к 14-15 годам.

 Анализ мышления приводит  к вопросу об умственных возможностях. Для этого изучают интеллект.  Интеллект – умственные способности  человека воспринимать разнообразную  информацию, обрабатывать ее и  применять на практике. Для определения  интеллекта существуют различные  тесты. Интеллект, меняется со  временем, но он не может измениться  быстро, в течение года, например. Надо постоянно совершенствоваться, что бы повышать свой  уровень  интеллект. Хотя, конечно, нельзя  назвать тесты, определяющие уровень  интеллекта идеальными, но все  же если у вас низкий уровень  интеллекта по тескам, то это  могло бы быть связанно со  здоровьем, необычным складом  ума или действительно низким  интеллектом.

 

 

 

 


Информация о работе Мышление и речь