Мышление, его виды и формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.

Оглавление

Содержание
1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение
мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в
мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
9. Список литературы.

Файлы: 1 файл

МЫШЛЕНИ1.docx

— 58.94 Кб (Скачать)

 

 

МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ

Содержание

1. Общее понятие о мышлении.

 

2. Мыслительные процессы.

 

3. Суждение и умозаключение

 

4. Понятие. Усвоение понятий.

 

5. Понимание. Решение

мыслительных задач.

 

6. Виды мышления.

 

7. Индивидуальные различия  в

мышлении.

 

8. Формирование мышления  у детей.

 

9. Список литературы.

1. Общее понятие о мышлении

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в

видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать

лишь опосредованно и  благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления. Мышление -

это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид  умственной

деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных

связей и отношений  между ними.

 

Первая особенность мышления - его опосредованный характер.

То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,

опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

Мышление всегда опирается  на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия,

представления - и на ранее  приобретённые теоретические знания. Косвенное

познание

и есть познание опосредованное.

 

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение

как познание общего и существенного  в объектах действительности возможно

потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует

и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

 

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное

обозначение относится не только к отдельному объекту, но также  и к целой группе

сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже

восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет

обобщать безгранично. Философские  понятия материи, движения, закона, сущности,

явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

 

Мышление - высшая ступень  познания человеком

действительности. Чувственной  основой мышления являются ощущения, восприятия и

представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи  организма с

окружающим миром - поступает  в мозг информация. Содержание информации

перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки

информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые

перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем  самым познаёт

сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем  на этой основе

преобразует мир.

 

Мышление не только теснейшим  образом связано с ощущениями и

восприятиями, но оно формируется  на основе их. Переход от ощущения к  мысли -

сложный процесс, который  состоит прежде всего в выделении и обособлении

предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и

установлении существенного, общего для многих предметов.

 

Мышление выступает главным  образом как решение задач,

вопросов, проблем, которые  постоянно выдвигаются перед  людьми жизнью. Решение

задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений

иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, -

деятельность активная, требующая  сосредоточённого внимания, терпения. Реальный

процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и

эмоционально-волевой.

 

Объективной материальной формой мышления является язык.

Мысль становится мыслью и  для себя и для других только через  слово - устное и

письменное. Благодаря языку  мысли людей не теряются, а передаются в виде

системы знаний из поколения  в поколение. Однако существуют и  дополнительные

средства передачи результатов  мышления: световые и звуковые сигналы,

электрические импульсы, жесты  и пр. Современная наука и техника  широко

используют условные знаки  в качестве универсального и экономного средства

передачи информации.

 

Облекаясь в словесную  форму, мысль вместе с тем формируется

и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг

с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и

речь (язык) едины.

 

Мышление неразрывно связано  с речевыми механизмами,

особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

 

Мышление также неразрывно связано и с практической

деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт

условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо

задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития

мышления, а также критерий истинности мышления.

 

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической

деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей

роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач  в коре мозга

происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение

новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

2. Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой

решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности

чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной

деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

 

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез,

сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из

логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от

характера информации, которую  он подвергает мыслительной переработке.

 

Анализ - это мысленное  разложение целого на части или

мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

 

Синтез - обратный анализу  процесс мысли, это - объединение

частей, свойств, действий, отношений  в одно целое. Анализ и синтез - две

взаимосвязанные

логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как  практическим, так и

умственным.

 

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности

человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют  с предметами и

явлениями. Практическое освоение их   и

привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

 

Сравнение - это установление сходства и различия предметов

и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты,

необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет

произведено

сравнение.

 

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и

многосторонним, или более  полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть

разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека

идёт от внешних признаков  сходства и различия к внутренним, от видимого к

скрытому, от явления к сущности.

 

Абстрагирование - это процесс  мысленного отвлечения от

некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего  познания его. Человек

мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает  его изолированно

от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное  изучение

отдельных признаков объекта  при одновременном отвлечении от всех остальных

помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции

человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую

ступень познания - научного теоретического мышления.

 

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и

неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и

абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

 

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение

какого-либо результата. Человек  анализирует предметы, сравнивает их,

абстрагирует отдельные  свойства с тем, чтобы выявить  общее в них, чтобы

раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы  овладеть ими.

 

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и

явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и

т.п.

3. Суждение и умозаключение

Мышление человека протекает  в форме суждений и

умозаключений. Суждение - это  форма мышления, отражающая объекты

действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль

о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая

для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти

ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет  практический смысл

лишь тогда, когда оно  приводит к определённому выводу, умозаключению.

Умозаключение и будет  ответом на вопрос, итогом поисков  мысли.

 

Умозаключение - это вывод  из нескольких суждений, дающий

нам новое знание о предметах  и явлениях объективного мира. Умозаключения  бывают

индуктивные, дедуктивные  и по аналогии.

 

Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного

(частного) к общему. Из  суждений о нескольких единичных  случаях или о группах

их человек делает общий  вывод.

 

Рассуждение, в котором  мысль движется в обратном

направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод

частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к

частному или единичному. При дедуктивном рассуждении  мы, зная общее положение,

правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не

изучали.

 

Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к

частному. Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том, что  на основании

сходства двух предметов  в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих

предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит  в основе

создания многих гипотез, догадок.

4. Понятие. Усвоение понятий

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в

форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть

отражение существенных признаков  предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно

всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими  предметами. Понятие

о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений  о нём.

 

Понятие как результат  обобщения опыта людей является высшим

продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

 

Каждое новое поколение  людей усваивает научные,

технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом  в

Информация о работе Мышление, его виды и формирование