Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:53, реферат
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.
Содержание
1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение
мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в
мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
9. Список литературы.
МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ
Содержание
1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение
мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в
мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
9. Список литературы.
1. Общее понятие о мышлении
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в
видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать
лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление -
это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер.
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия,
представления - и на ранее
приобретённые теоретические
познание
и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение
как познание общего и существенного в объектах действительности возможно
потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует
и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное
обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе
сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже
восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет
обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности,
явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.
Мышление - высшая ступень познания человеком
действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и
представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с
окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации
перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки
информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые
перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт
сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе
преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и
восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли -
сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении
предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и
установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач,
вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение
задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений
иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, -
деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный
процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и
эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык.
Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и
письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде
системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные
средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы,
электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко
используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства
передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется
и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг
с другом и прочее происходят
лишь посредством речевой
речь (язык) едины.
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами,
особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также неразрывно связано и с практической
деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт
условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо
задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития
мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление - функция мозга,
результат его аналитико-
деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей
роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга
происходит процесс
новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
2. Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой
решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности
чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной
деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез,
сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из
логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от
характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или
мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение
частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две
взаимосвязанные
логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и
умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности
человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и
явлениями. Практическое освоение их и
привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов
и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты,
необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет
произведено
сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и
многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть
разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека
идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к
скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от
некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек
мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно
от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение
отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных
помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции
человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую
ступень познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и
неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и
абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение
какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их,
абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы
раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и
явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и
т.п.
3. Суждение и умозаключение
Мышление человека протекает в форме суждений и
умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты
действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль
о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая
для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти
ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл
лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению.
Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий
нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают
индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного
(частного) к общему. Из
суждений о нескольких
их человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном
направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод
частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к
частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение,
правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не
изучали.
Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к
частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании
сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих
предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе
создания многих гипотез, догадок.
4. Понятие. Усвоение понятий
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в
форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть
отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно
всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие
о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.
Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим
продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.
Каждое новое поколение людей усваивает научные,
технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в