Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:43, реферат
Мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.
Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу.
План
1. Введение
2. Мотивационная сфера личности
2.1. Потребности
2.2. Мотив
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности
4. Заключение
5. Список литературы
МНІСТЕРСТВО ТРАНСПОРТУ І ЗВЯЗКУ УКРАЇНИ
Дніпропетровський національний університет залізничного транспорту ім. ак. Лазаряна
Кафедра «Філософії та соціології»
Реферат
по курсу «Психологія особистості»
на тему :
«Мотиваційна сфера особистості»
Бикова В.
План
1. Введение
2. Мотивационная сфера личности
2.1. Потребности
2.2. Мотив
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности
4. Заключение
5. Список литературы
1. Введение
Мотивация - система внутренних
факторов, вызывающих и направляющих ориентированное
на достижение цели поведение человека
или животного.
Разработано множество часто противоречивых
теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему
он выбирает именно те действия, которые совершает;
почему некоторые люди обладают более
сильной мотивацией, чем другие, в результате
чего добиваются успеха там, где имеющие
не меньшие возможности и способности терпят неудачу.
Одни психологи отдают предпочтение роли
внутренних механизмов, ответственных
за действия индивида; другие видят причину
мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей
среды; третьи изучают основополагающие
мотивы как таковые, делая попытку выяснить,
какие из них являются врожденными и какие
- приобретенными; четвертые исследуют
вопрос о том, служит ли мотивация для
ориентирования деятельности индивида
с целью достижения определенной цели
или же просто является источником энергии
для поведенческих актов, определяемых
др. факторами, такими, например, как привычка.
Уже давно идентифицированы потребности и влечения как основные
элементы в составе человеческой личности,
но только со времени приложения теорий
Чарльза Дарвина к проблемам психологической
адаптации к окружающей среде были обнаружены
две важные связи между идеями Дарвина
и мотивацией.
Первая состоит в том, что люди в силу своей
принадлежности к животным, по крайней
мере частично, действуют под влиянием
инстинктов (утоления жажды, голода, стремления
к продолжению рода и т.д.).
Вторая заключается в эволюционной роли
поведенческих характеристик, к которым
относится способность к мотивации, - такой
же, как роль характеристик физических.
2. Мотивационная сфера личности
Мотивационной сферой личности называют совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Она является образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Р.С. Немов в своих работах характеризует мотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям как широта, гибкость иерархизированность. Широта - качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, целей, потребностей, интересов, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы личности характеризуется количеством разнообразных средств, с помощью которых человек может удовлетворить свою одну и ту же потребность. Например, один человек может удовлетворить свою потребность в информации с помощью только телевидения, а другому необходимы, помимо телевидения, газеты, книги, общение с людьми.
Иерархизированность характеризует строение организации мотивационной сферы; это отражение в сознании человека значимости для него определенной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с этим одни потребности являются доминирующими и формируют мотив, а другие — подчиненные, опосредованные. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы личности.
2.1. Потребности
Потребности — одна из составляющих мотивационной сферы личности.
По определению А.Н.Леонтьева, «потребность как биологическое понятие выступает перед нами как объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых существ». Необходимо отметить, что между объективной нуждой и субъективным переживанием необходимости лежит целая пропасть.
Например, организм нуждается в определенном уровне радиационного фона. Но наш организм не имеет специфических рецепторов, отвечающих за оценку этого параметра. Последствия повышенной радиации человек ощущает не сразу, а позже, когда делать что-либо становится поздно. Потребностные состояния организма должны ему «сигнализироваться» (по А.Н.Леонтьеву). Поэтому потребностью нужно называть только такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами её обнаружения и устранения. Причем эти механизмы могут
быть как природными (физиологическими), так и социальными (культурно обусловленными).
Потребности можно классифицировать по различным основаниям. Например, У.МакДауголл, который понимал потребность как инстинктоподобные, готовые способы реагирования выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, смех, отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные склонности»- кашель, дыхание и др. Однако, как указал А.Маслоу: «При желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».
По критерию притягательности или отторжению потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать человека к достижению какого-либо объекта, а вторые, наоборот, — к избеганию (мотив достижения и мотив избегания неудач).
По критерию времени актуализации потребности (постоянство её присутствия у субъекта) выделяют постоянные (например, в кислороде), циклические (в пище), ситуативные (поедание мела беременными женщинами). По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния сильные и слабые потребности.
По преобладанию ориентации на результат деятельности (труд, учение) или на сам процесс её выполнения (игра) выделяют процессуальные и результативные. Близко к данной классификации стоит предложенное А.Н.Леонтьевым разделение потребностей на предметные и функциональные.
Важным критерием для классификации потребностей является их витальность (необходимость для поддержания жизни) и факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности- это некоторая надстройка над витальными, «более хитрый способ их удовлетворения». А другие говорят о том, что факультативные потребности изначально независимы от первичных, биологических.
А. Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух видов потребностей, тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Маслоу назвал эти группы соответственно потребностями дефицита и потребностями роста. Первые функционируют
по гомеостатическому принципу (принцип баланса, равновесия): актуализация-удовлетворение- угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Вторые отличаются своей принципиальной не насыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. «Много пользы нам бы принесло осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище»,- пишет А.Маслоу. Но в то же время он сам же говорит, что высшие потребности, т.е. потребности роста, могут стать явными только после минимального удовлетворения низших (дефицитарных).
Потребности также можно разделить по их представленности в конкретной ситуации, когда речь идет об актуализированных и потенциальных потребностях. В определенных ситуациях потребности по предшествующим наблюдениям, безусловно, типичные для данного человека, не проявляются открыто. Например, любознательный человек не проявит своей потребности в познании, если
очень утомлен.
Г.Мюррей разделяет потребности на проактивные и реактивные в зависимости от степени активности субъекта, вовлеченного в мотивационный процесс. Первые преимущественно детерминированы внутренним состоянием (сон после тяжелой работы), а вторые активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине).
Существует ряд классификаций потребностей, базирующихся на представлении о диалектической борьбе разнонаправленных побуждений, динамика которых создает внутренне противоречивую картину жизни человека. Этот присущ психоаналитическим концепциям. З.Фрейд выделял в качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и влечение к смерти и исчезновению (мортидо). Протекание психической активности человека представлялось ему в непрекращающейся борьбе либидо и мортидо. Представители неофрейдизма, сохранив общую модель «единства и борьбы противоположностей» в мотивационной сфере личности, заменили крайне биологизированную пару «либидо - мортидо» другими парами: стремление к власти, могуществу, превосходству и стремление к принадлежности, общности (А.Адлер).
Специалисты, работающие в области психопатологии, акцентируют свое внимание на особых «невротических» потребностях, которые не присущи здоровому человеку. К.Хорни предложила в 1942 году перечень из десяти невротических потребностей, формирование которых обусловлено крахом в совладении с неизбежно возникающим у каждого ребенка при рождении «чувством изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире»:
хорошего мнения о себе);
называют «вампиризмом» - человек тратит свою энергию на то, чтобы не
оказаться брошенным партнером);
презрении к слабым и неудачливым);
восхищения;
успехом);
с другим человеком);
2.2. Мотив
Мотив- побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Процесс внутреннего управления поведением человека, который включает в себя совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, называют мотивацией. Она и объясняет целенаправленность действий.
Стадиальную модель трансформирования потребности в мотив предложил В.И.Ковалев. Он говорил о том, что если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не понят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим образом:
возникновение потребности — осознание
встреча потребности со стимулом , трансформирование посредством стимула потребности в мотив и его осознание.
В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула: значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и др.
А.Файзуллаев считает, что в определенный момент мотив может находиться на одном из следующих этапов своего формирования:
Первый этап-возникновение и осознание побуждения, которое включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой именно предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоции). При этом побудительный аспект может и не осознаваться человеком. Но побуждение – это
еще не мотив; первым шагом к формированию мотива является осознание побуждения. Отсутствие этого этапа – ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.
Второй этап-это «принятие» мотива, т.е. внутреннее принятие побуждения или идентификация его с мотивационно – смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно- личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Человек, сравнивая со своими нравственными принципами, ценностями, решает насколько значима, возникшая потребность и стоит ли её удовлетворять.
В этой стадии мотив приобретает не только побудительность, осознанность и направленность, но и смыслообразующую функцию. Если мотив внутренне не принимается, может возникнуть чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности.