Молодежный сленг
как форма самоутверждения подростков
I Общая характеристика
молодежного сленга
1.2
Общая характеристика
молодежного сленга
Как
известно, в содержание социолингвистического
понятия «язык молодежи» закладывается
противопоставленность основной части
языка (литературной, кодифицированной),
так называемого стандарта –
субстандарту. «В этом заключается, –
по мнению ученых, – внутренняя оппозиционность
концептосферы «язык молодежи» е ее лингвистических
репрезентаций»1. Молодежная часть
русскоязычного населения в большой степени
переходит границы общественных норм
– языковых, эстетических, этических,
в то же время взрослая, более старшая,
часть общества более строго следует данным
нормам.
Для
молодежи всегла важна и престижна
собственная субкультура и обслуживающий
ее язык. В то же время эта субкультура
и эта разновидность подъязыка должна
соответствовать в коммуникативном плане
всему национальному языку, то есть «должна
встраиваться в систему страт и функциональных
стилей»2.
В
связи сэти возникает вопрос: как
соотносится понятие «язык молодежи»
с лингвистическими категориями «арго»,
«жаргон», «сленг»? Вслед за В.В. Химиком,
мы придерживаемся следующего понимания
данных терминов.
- Арго
– это «закрытая лексическая подсистема
специальных номинаций, обслуживающих
узкие социально-групповые интересы, чаще
всего профессиональные»3. Например,
армейские (калаш), спортивные (технарь),
студенческий (автомат), компптютерные
(писюшник), музыкальные (сингл).
- Жаргон
– «полуоткрытая лексико-фразеологическая
подсистема, применяемая той или иной
социальной группой с целью обособления
от остальной части языкового сообщества»4.
Например, криминальный жаргон – мочить
в значении «убивать».
- Сленг
– это «практически открытая подсистема
ненормативных лексико-фразеологических
единиц разговорно-просторечного языка,
его стилистическая разновидность, или
особый речевой регистр, предназначенный
для выражения усиленной экспрессии и
особой оценочно окраски»5. Например:
вешать лапшу на уши,
вырубиться, облом.
Выделяются
три этапа формирования субстандартных
языковых проявлений (по
преимуществу лексических)
в речи молодых людей в соответствии
их возрастом: подростково-юношеский,
профессионально-групповой и интегральный6.
- Подростково-юношеский
этап – это номинативно-экспрессивная
лексическая подсистема речи пордростков
в их различных групповых или региональных
вариациях: уличных, школьных, дворовых,
детдомовских и др. на фоне растущего негативизма,
стремления к освобождению от детской
зависимости развивается и укрепляется
центробежная тенденция к отчуждению
от «взрослого» общества и его норм, в
том числе и языковых, лексических. Начинает
формироваться социализированное антагонистическое
сознание – «быть не как все», что поначалу
означает всего лишь «быть не как взрослые».
Это естественное биосоциальное устремление
подростков и юношества, подсознательная
подготовка к самостоятельной жизни, и
язык формирующаяся или быстро усваемая
подсистема жаргонных номинаций – оказывается
частью такой подготовки, своеобразным
способом самоутверждения юных во «взрослом»
мире.
- Профессионально-групповой
– этап формирования жаргонных молодежных
подсистем, которые характеризуют речь
молодых людей более старшего возраста.
На этом возрастном этапе естественное
стремление молодых людей к герметичности,
склонность к корпоративному восприятию
объектов окружающего мира сохраняется,
даже усиливается, но приобретает новые
формы, поскольку речевая интеграция происходит
в более зрелых объединениях « «о интересам»»
в студенческих корпорациях, в жестко
регламентированных армейских коллективах,
в конвенциональных группах мелких торговцев,
артистов, спортсменов, наркоманов и пр.
Среди
наиболее популярных
частных молодежных
жаргонов выделяют следующие:
а)
студенческий жаргон;
б)
компьютерный жаргон;
в)
эстрадно-музыкальный жаргон;
г)
армейский жаргон;
д)
жаргон наркоманов и наркодельцов;
е)
жаргон мелких торговцев.
- Интегральный
этап – формирует лексико-семантические
и фразеологические единицы универсального
применения, встречающиеся в самых разных
молодежных лексиконах, социально-групповых
и социально-профессианальных. Образования
такого рода составляют так называемый
молодежный интержаргон, или сленг – совокупность
ненормативных (субстандартных) единиц,
выходящих за пределы корпоративного
употребления, обладающих относительной
устойчивостью и имеющих тенденцию к расширению
сферы употребления и переходу в массовое
просторечие.