Модель Э. Кюблер-Росс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:32, доклад

Краткое описание

Модель Э. Кюблер-Росс стала классической, так как подавляющее большинство других моделей либо отталкиваются от нее, либо перекликаются с ней. В зарубежной литературе сделана попытка соотнести ее этапы с названиями стадий горя, предложенными другими авторами.

Файлы: 1 файл

Модель Кюблер-Росс.doc

— 61.50 Кб (Скачать)


Модель Э. Кюблер-Росс стала классической, так как подавляющее большинство других моделей либо отталкиваются от нее, либо перекликаются с ней. В зарубежной литературе сделана попытка соотнести ее этапы с названиями стадий горя, предложенными другими авторами.

 

1.                       Стадия шока и отрицания.

Во многих случаях известие о смерти близкого, любимого чело­века оказывается сродни сильному удару, который «оглушает» потерпевшего утрату и приводит его в шоковое состояние. Сила психологического воздействия потери и, соответственно, глубина шока за­висит от многих факторов, в частности, от степени неожиданности случившегося. Но даже учитывая все обстоятельства события, бывает сложно предвидеть реакцию на него. Это может быть крик, дви­гательное возбуждение, а может быть, наоборот, оцепенение.

На данной стадии нередки различные физиологические и поведенческие расстройства: нару­шение аппетита и сна, мышечная слабость, малоподвижность либо суетливая активность. Наблюда­ются также застывшее выражение лица, невыразительная и немного запаздывающая речь.

Шоковое состояние, в которое на первых порах повергает человека утрата, также имеет свою динамику. Оцепенение ошеломленных потерей людей может время от времени нарушаться вол­нами страдания. В течение этих периодов страдания, которые часто запускаются напоминаниями об умершем, они могут чувствовать себя возбужденными или бессильными, рыдать, заниматься бес­цельной активностью или становиться поглощенными мыслями или образами, связанными с умер­шим.

Одновременно с шоком или вслед за ним может иметь место отрицание случившегося, много­ликое в своих проявлениях.

В чистом виде отрицание смерти близкого, когда человек не может поверить в то, что такое не­счастье могло произойти, и ему кажется, что «все это неправда», характерно для случаев неожидан­ной утраты.

Если утрата оказывается слишком ошеломляющей, следующие за ней шоковое состояние и от­рицание случившегося иногда принимают парадоксальные формы. Тем не менее, это не обязательно помешательство. Скорее всего, психика человека просто не в состоянии вынести удара и стремится на какое-то время отгородиться от ужасной реальности, создав иллюзорный мир.

В случае естественной и относительно предсказуемой смерти явное отрицание по типу неверия в то, что такое могло случиться, встречается не часто. Как проявление отрицания можно рассматри­вать рассогласование между сознательным и бессознательным отношением к утрате. Встречаются различные варианты такого рассогласования.

      Установка на встречу: человек ловит себя на том, что ожидает прихода умершего в обычное время, что глазами ищет его в толпе людей или принимает за него какого-либо другого человека.

      Иллюзия присутствия: человеку кажется, что он слышит голос умершего, чувствует его присутствие.

      Продолжение общения: разговор с умершим, как если бы он был рядом, «соскальзывание» в прошлое и повторное проживание связанных с ним событий. Абсолютно нормальное явление — общение с умершим во сне

      «Забывание» утраты: человек при планировании будущего непроизвольно рассчитывает на умершего, а в повседневных бытовых ситуациях по привычке исходит из того, что он присутствует рядом (например, на стол ставится теперь уже лишний столовый прибор).

      Культ покойного: сохранение в неприкосновенности комнаты и вещей усопшего родствен­ника, как будто готовых к возвращению хозяина

Отрицание и неверие как реакция на смерть близкого со временем преодолевается по мере того, как переживающий утрату осознает реальность произошедшего и обретает в себе душевные силы встретиться с вызванными этим событием чувствами. Тогда наступает следующая стадия пере­живания горя.

 

2. Стадия гнева и обиды. После того как факт утраты начинает признаваться, все острее ощу­щается отсутствие умершего. Чем больше человек думает о случившемся, тем больше у него возникает вопросов.

      Почему он должен был умереть? Почему именно он?

      Почему (за что) на нас свалилось такое несчастье?

      Почему Бог позволил ему умереть?

      Почему обстоятельства сложились так неудачно?

      Почему врачи не смогли его спасти?

      Почему он, а не я?

Одновременно с появлением таких вопросов возникают обида и гнев в адрес тех, кто прямо или косвенно способствовал смерти близкого или не предотвратил ее. Однако  злость, обвинения и упреки могут адресоваться людям, не только не виновным в случившемся, но даже пытавшимся помочь ныне покойному.

Комплекс негативных переживаний, встречающихся на этой стадии, включая негодование, оз­лобленность, раздражение, обиду, зависть и, возможно, желание отомстить, может осложнять об­щение горюющего с другими людьми: с родными и знакомыми, с официальными лицами и вла­стями.

Для разностороннего понимания переживания гнева, встречающегося у потерпевших утрату, важно иметь в виду, что одной из его причин может выступать протест против смертности как тако­вой, в том числе и своей собственной.

Как это ни удивительно на первый взгляд, но реакция гнева может быть направлена и на умершего: за то, что покинул и послужил причиной страданий; за то, что не написал завещания; оста­вил после себя кучу проблем, в том числе материальных; за то, что допустил оплошность и не смог избежать смерти. Так, по свидетельству американских специалистов, некоторые люди винили своих близких, ставших жертвами теракта 11 сентября 2001 года, в том, что они не покинули офис быстро.

Наконец, гнев человека, пережившего утрату, может быть направлен на самого себя. Он может ругать себя опять-таки за всевозможные ошибки, за то, что не смог спасти, не уберег и т. д. Подобные переживания достаточно распространены и объясняется их переходным смыслом: они имеют под собой чувство вины, относящееся уже к следующей стадии.

 

3. Стадия вины и навязчивостей. Человек, страдающий от угрызений совести по поводу того, что он был не­справедлив к умершему или не предотвратил его смерть, может убеждать сам себя, что если бы только была возможность повернуть время вспять и вернуть все назад, то он уж точно вел бы себя по-другому. При этом в воображении может неоднократно проигрываться, как бы все тогда было. Переживающие утрату нередко истязают себя многочисленными «если бы» или «что, если» , приобретающими порой навязчивый характер:

      «Если бы мне знать...»

      «Если бы я только остался...»

      «Если бы я позвонил раньше...»

Такого рода феномены — вполне ес­тественная реакция на утрату. В них тоже находит свое выражение работа горя, пусть и в компро­миссной форме, смягчающей тяжесть потери. Можно сказать, что здесь принятие борется с отрица­нием.

В отличие от бесконечных «почему», свойственных предыдущему этапу, данные вопросы и фантазии направлены преимущественно на себя и касаются того, что человек мог бы сделать для спасения своего близкого. Они, как правило, — порождения двух внутренних причин.

1. Первый внутренний источник — это желание контролировать события, происходящие в жизни. Мысли человека о возможном изменении случившегося часто бывают некритичными и нереалистичными. Они относятся, по своей сути, не столько к рациональному ана­лизу ситуации, сколько к переживанию потери и своей беспомощности.

2. Другим, еще более мощным источником возникновения мыслей и фантазий об альтернатив­ном развитии событий является чувство вины.

Вероятно, не будет большим преувеличением сказать, что почти каждый потерявший значи­мого для него человека в том или ином виде, в большей или меньшей степени, явно или в глубине души чувствует вину перед умершим. За что же винят себя люди, потерпевшие утрату?

      За то, что не предотвратили уход близкого человека из жизни;

      за случаи, когда были неправы по отношению к умершему;

      за то, что плохо относились к нему (обижали, раздражались, изменяли и т. д.);

      за то, что не сделали чего-то для умершего: недостаточно заботились, ценили, помогали, не говорили о своей любви к нему, не попросили прощения.

Горюющие во многих случаях неадекватно понимают ситуацию: переоценивают свои воз­можности в плане предотвращения потери и преувеличивают степень собственной причастности к наступлению смерти того, кто им дорог.

В дополнение к уже перечисленным разновидностям вины по поводу смерти близкого, отли­чающимся в содержательно-причинном плане, можно добавить еще три формы этого чувства, кото­рые называет A. D. Wolfelt:

      Вина выжившего — чувство, что вам следовало умереть вместо вашего любимого

      Вина облегчения — это вина, связанная с чувством облегчения от того, что ваш близкий умер. Облегчение является естественным и ожидаемым, особенно если ваш близкий человек страдал пе­ред смертью.

      Вина радости — это вина по поводу чувства счастья, появляющегося вновь после того, как любимый человек умер.

Среди перечисленных трех разновидностей вины первые две возникают обычно вскоре по­сле смерти близкого, в то время как последняя — на поздних этапах переживания утраты

До сих пор мы обсуждали чувство вины, являющееся нормальной, прогнозируемой и прехо­дящей реакцией на утрату. В то же время нередко получается так, что эта реакция затягивается, при­обретая длительную или даже хроническую форму. Долговременная вина бы­вает разной: экзистенциальной и невротической.

Экзистенциальная вина вызывается реальными ошибками, когда человек действительно (ус­ловно говоря, объективно) сделал что-то «не так» по отношению к умершему или, напротив, не сде­лал что-то важное для него. Такая вина, даже если она долго сохраняется, является абсолютно нор­мальной, здоровой и свидетельствует, скорее, о нравственной зрелости человека, чем о том, что с ним не все в порядке.

Невротическая вина «навешивается» извне — самим умершим, когда он был еще жив («Ты меня в гроб загонишь своим свинским поведением»), или же окружающими («Ну что, довольна? Сжила его со свету?») — и затем интроецируется человеком.

 

4. Стадия страдания и депрессии. То, что в последовательности стадий горя страдание оказа­лось на четвертом месте, не означает, что сначала его нет, а потом оно вдруг появляется. Речь идет о том, что на определенном этапе страдание достигает своего пика и затмевает собой все прочие пе­реживания.

Это период максимальной душевной боли, которая порой кажется невыносимой. Смерть лю­бимого оставляет в сердце человека глубокую рану и причиняет сильнейшие мучения, ощущаемые даже на физическом уровне. Страдание, как правило, наступает волнами. Периодически оно немного стихает и как бы дает человеку передышку лишь для того, чтобы вскоре вновь нахлынуть.

Страдание в процессе переживания утраты часто сопровождается плачем. Слезы могут подсту­пать при всяком воспоминании об умершем, о прошлой совместной жизни и обстоятельствах его смерти. Некоторые горюющие становятся особенно чувствительными и готовы заплакать в любой момент. Поводом для слез может стать также ощущение одиночества, покинутости и жалость к са­мому себе. В то же время тоска по умершему совсем необязательно проявляется в плаче, страдание может быть загнано глубоко внутрь и находить выражение в депрессии.

Надо отметить, что процесс переживания глубокого горя почти всегда несет в себе элементы депрессии, временами складывающиеся в четко распознаваемую клиническую картину. Человек может чувствовать себя беспомощным, потерянным, никчемным, опустошенным. Общее состояние нередко характеризуется подавленностью, апатией и безнадежностью. Утрачиваются цели и смысл жизни, иногда вплоть до того, что потрясенному утратой человеку кажется, что жизнь теперь кончена.

Зарубежные авторы описывают симптомы депрессии, возникающей в ответ на утрату:

      отдаление от друзей, семьи, избегание социальной активности;

      отсутствие энергии, чувство разбитости и изнеможения, неспособность сконцентрироваться;

      неожиданные приступы плача;

      злоупотребление алкоголем или наркотиками;

      нарушения сна и аппетита, потеря или увеличение веса;

      хронические боли, проблемы со здоровьем.

Несмотря на то, что страдание при переживании утраты подчас становится невыносимым, го­рюющие могут цепляться за него, как за возможность удержать связь с умершим. Внутренняя логика в этом случае бывает при­мерно такова: перестать горевать — значит успокоиться, успокоиться — значит забыть, забыть — зна­чит предать.

 

5. Стадия принятия и реорганизации. Как бы ни было тяжело и продолжительно горе, в конце концов человек, как правило, приходит к эмоциональному принятию потери, чему сопутствует ос­лабление или преобразование душевной связи с умершим. При этом восстанавливается связь вре­мен: если до того горюющий жил большей частью в прошлом и не желал принять про­исшедшие в его жизни перемены, то теперь он постепенно возвращает способность полноценно жить в настоящей окружающей его действительности и с надеждой смотреть в будущее.

Человек восстанавливает утраченные на время социальные связи и заводит новые. Возвраща­ется интерес к значимым видам деятельности, открываются новые точки приложения своих сил и способностей. Приняв жизнь без умершего близкого, человек обретает способность планировать собственную дальнейшую судьбу уже без него. Перестраиваются имею­щиеся планы на будущее, появляются новые цели. Тем самым происходит реорганизация жизни.

Информация о работе Модель Э. Кюблер-Росс