Межличностные отношения между различными участниками педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:19, реферат

Краткое описание

Внешние позиции партнеров общения. Внутренние позиции партнеров общения. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Классификация конфликтов. Способы разрешения внутриличностного конфликта. Классификация педагогических конфликтов. Структура конфликта. Сфера конфликта. Динамика конфликта. Способы, помогающие понять другого человека в конфликте. Регуляция собственного психического состояния в конфликте. Разрешение учителем конфликта с учеником. Разрешение учителем конфликта между учениками. Методика посредничества в конфликте. Способы выхода из конфликтов с родителями учеников. Позиции родителей в конфликте. Методика ведения конструктивного диалога. Виды разрешения конфликтов.

Файлы: 1 файл

психология).docx

— 31.62 Кб (Скачать)

Межличностные отношения  между различными участниками педагогического  процесса 
Внешние позиции партнеров общения. Внутренние позиции партнеров общения. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Классификация конфликтов. Способы разрешения внутриличностного конфликта. Классификация педагогических конфликтов. Структура конфликта. Сфера конфликта. Динамика конфликта. Способы, помогающие понять другого человека в конфликте. Регуляция собственного психического состояния в конфликте. Разрешение учителем конфликта с учеником. Разрешение учителем конфликта между учениками. Методика посредничества в конфликте. Способы выхода из конфликтов с родителями учеников. Позиции родителей в конфликте. Методика ведения конструктивного диалога. Виды разрешения конфликтов. 
14.1. Позиции партнеров общения 
Как мы выяснили в предыдущей теме, процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Общаясь с учащимися и их родителями, коллегами по работе, руководством школы, работниками управления народного образования, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции: позицию «превосходства» (тип А), позицию «наравне» (тип Б), позицию «подчинения» (тип В). 
Взаимодействие типа А характеризуется тем, что активным, доминирующим субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего субъекта общениям Этот тип характерен для взаимодействий «учитель — ученик». и Взаимодействие типа Б реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Чаще всего этот тип реализуется в общении «учитель — учитель», «учитель — супруг(а)». 
Взаимодействие третьего типа В, в котором учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководством. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни часто происходит смещение позиций и нарушение «правил» общения. 
 
Реализация учителем лишь одной коммуникативной позиции также может привести к отрицательным результатам. В первом случае монопольное владение учителем позицией «превосходства» ведет к подавлению творческой активности учащихся, снижению их интересов к учению. Но и во втором случае полное равноправие преподавателей со школьниками может обернуться анархией в школе, непослушанием детей и увеличением числа асоциальных поступков. Учитель должен уметь реализовы-вать различные позиции в зависимости от ситуации и возраста школьника. 
Позиция «превосходства» может быть эффективной в коммуникативных контактах с учащимися младших классов, в учебной деятельности которых необходимы управление и контроль учителя. Эта позиция сохраняет свое значение в общении учителя с подростками и старшеклассниками, но только в ситуациях обучения. Учитель должен «держать» дисциплину в классе, давать новые знания и т.д. Его строгость и требовательность, самодисциплина и профессионализм выступают образцом для учеников. Но вот урок закончился, и ситуация изменилась. Во внеурочном общении со школьниками учитель должен уметь гибко перестраиваться и занимать позицию «наравне» — знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы и т.д. 
Успешность овладения учителем той или иной позицией зависит во многом от его личных качеств и внутренних позиций. И таких позиций существует три: Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д). Ввел их обозначение в психологию Эрик Берн, разработав методику трансакци-онного (трансактного) анализа. 
Придерживаясь позиции В, человек предпочитает решать все встающие перед ним задачи и проблемы конструктивно, всесторонне их обдумывая, взвешивая все «за» и «против», стараясь найти наиболее оптимальные и приемлемые способы выхода из сложившейся ситуации. Так же ведет себя этот человек и в любой конфликтной ситуации, предлагая противоположной стороне поступать так же. 
Позиция Р — менторская позиция. Человек, придерживающийся этой позиции, предпочитает всех поучать и «воспитывать». Даже при решении стоящих перед ним задач он объясняет всем окружающим, как они должны поступить в данной ситуации, чтобы его проблема благополучно разрешилась. В конфликтной ситуации он также поучает своего партнера и указывает, что тот должен сделать, считая себя, в большинстве случаев, правым. 
Позиция Д — позиция маленького растерянного ребенка. Как ребенок в трудных ситуациях бежит с плачем и жалобами к взрослому за помощью, так и взрослый по возрасту человек с внутренней позицией Д ждет, когда кто-нибудь ему поможет и возьмет на себя разрешение всех его проблем. Он либо жалуется окружающим на судьбу и явно или неявно ищет помощи, либо с беспечностью того же ребенка делает вид, что проблемы не существует, а разрешится она сама собой. В конфликтной ситуации такой человек либо впадает в истерику, обвиняет всех и вся, либо избегает каких-либо способов разрешения конфликта. 
Э. Берн считает, что в каждом человеке присутствуют все три перечисленные позиции, но с возрастом какая-нибудь одна начинает преобладать. 
У каждого учителя, как у любого человека, также присутствуют эти позиции. Преобладание той или иной внутренней позиции приводит к тому, что учитель внешне, в поведении, чаще предпочитает проявлять и одну из внешних позиций — типа А, Б или В. 
Преобладание любой позиции можно выявить у себя, занявшись интроспекцией и вспомнив, как вы себя ведете чаще всего в конфликтной ситуации. Зная же себя, легче прогнозировать свое поведение и совершенствовать его, а умение распознавать эти позиции в других помогает избежать лишних конфликтов. 
14.2. Классификация конфликтов 
Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а другие — нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но так же и от того, что понимать под конфликтом. 
Наиболее широкое определение конфликта — это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные. 
Внутриличностный конфликт — это противоборство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт между двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, самосовершенствования, конфликт самооценки и оценки окружающих и т.д. 
Внутренний конфликт всегда так или иначе связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием', он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти конфликты чаще всего появляются в подростковом возрасте, а затем в течение жизни человека могут возникать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказывается одним из многих в институте: общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может справиться с работой, с практикой, и т.д. 
Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. Большинству людей нужен внимательный и добрый друг, а некоторым — специалист. 
Итак, для внутриличностного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страдает самооценка. Для благоприятного разрешения конфликта, по мнению Дж.Скотт, необходимо следующее. 
1. Человеку нужно осознать (или помочь ему осознать), какие из его тенденций вступили в противоречие. 
2. Для него должно быть убедительно, что именно эта тенденция нуждается в коррекции. При этом необходимо, чтобы он сам пришел к этому выводу. 
3. Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие. 
4. Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе. 
5. Самооценку следует сделать более рациональной (рассудочной). 
6. Следует при этом избегать межличностных конфликтов. 
7. Необходимо изменять уровень притязаний, развивать самопонимание человека. 
Межличностные конфликты — это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем(лями), учениками, родителями и детьми (если требуется помощь и вмешательство учителя). 
Педагогические конфликты делят на 3 группы. 1. Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и, в конечном итоге, между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что в нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность. 
2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду 4 конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе: 
1 период — 1 класс, адаптация к школе. 
2 период — 5 класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни. 
3 период — 9 класс: что делать дальше? 
4 период — окончание школы. Готов к дальнейшей жизни или нет. 
3. Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих. 
Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2—3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. Могут конфликтовать группа мальчиков и группа девочек, могут 3—4 человека конфликтовать с классом, и т.д. 
Конфликты во взаимодействиях «учитель — ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некорректно. 
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. 
Во взаимодействиях «учитель — администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. 
Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику. 
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. 
Внутренняя позиция — это цели, интересы и мотивы участников конфликта. Она непосредственно влияет на течение конфликта, но внешне не видна. 
Внешняя позиция — речевое поведение, отражается во мнениях, точках зрения, пожеланиях. Часто за внешней позицией тяжело, а иногда невозможно, увидеть внутреннюю. 
Объект конфликта (т.е. то, из-за чего он возникает) определить бывает также непросто. Например, ученик нарушает дисциплину на уроке ради самоутверждения. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для учащегося — стремление к самоутверждению. Следовательно, решение конфликта должно начинаться с объединения объектов (в данном случае учителю необходимо выяснить объект ученика и дать ему возможность в чем-то самоутвердиться). 
Сфера конфликта может быть деловой и личностной. Деловая сфера — это обсуждение действий, поступков, самого конфликта. Личностная — это обсуждение личных качеств конфликтующих. Например, у ученика проблемы с предметом, а он еще нарушил дисциплину. Чаще всего в школе в данной ситуации можно услышать: «Грубиян! Получаешь одни двойки! Лентяй! А еще болтаешь весь урок!» На самом деле сферу конфликта надо разделить: на уроке констатировать факт, обсудить поступок, а после урока предложить: «Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы? Тебе неинтересно? Ты что-то не понял? Тебе нужна помощь?» 
Динамика конфликта складывается из 3 стадий: нарастание, реализация, затухание. 
На 1-й стадии развитие конфликта можно блокировать, например, заняться практической деятельностью, спортом. 
На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстрируют «силовые приемы». Это надо пережить. 
Но вот конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожаления, раскаяния. Только теперь можно и нужно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. 
14.3. Способы выхода из конфликтных ситуаций 
Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния. 
Существуют различные способы, помогающие понять другого человека. 
1) Метод интроспекции — человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке. 
2) Метод эмпатии — вчувствование во внутренние переживания другого человека. Хорош для эмоциональных людей, «художников», с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмоциям, а не только критиковать их. 
3) Метод логического анализа — для рационалистов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение. 
Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». 
Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокойствия. Вот некоторые из них: 
• если вы попали под «удар» противоположной стороны, то, чтобы не слышать реплик нападающего, нужно думать о чем-то своем, декламировать стихи, перемножать многозначные числа, вспоминать анекдоты или рецепты; 
• можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отскакивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя; 
• можно представлять свое внутреннее раздражение, которое выходит из вас в виде какого-нибудь облачка или привидения; 
• можно попытаться представить своего оппонента в смешном виде, например в каком-нибудь маскарадном костюме; 
• можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него самого и разукрашивают его самым невероятным образом. 
В любом случае для сохранения внутреннего спокойствия хороши все средства, на которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны. 
Как же выходить из конфликта, если он все-таки состоялся, как егр разрешать? Здесь нет единого рецепта. Все зависит от того, какой это конфликт. 
Конфликт учителя с учеником. Если учитель хочет разрешить этот конфликтной должен оставить ученика после уроков и постараться организовать диалоговое взаимодействие. Для этого он должен выполнять следующие условия: 
а) если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш обеседник ответит на него; 
б) если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение; 
в) если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых учеником; 
г) делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство»; 
д) чаще смотрите в лицо своему собеседнику; 
е) чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!», т.е. поощряйте ученика к диалогу. 
Учитель — посредник в конфликте между учениками. 
Деятельность посредника заключается в том, чтобы не выяснять, кто прав, а кто виноват, а сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении, облегчить улаживание конфликта. Главные моменты: поддерживать нейтралитет и сохранять спокойствие. 
Методика посредничества состоит из 4 шагов. 
1 фаза. «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров. При этом должны выполняться следующие условия: 
а) разговор должен быть длительным (2—4 часа); 
б) помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (звонки, заглядывания и т.д.); 
в) никто не должен никуда спешить. 
Затем для участников необходимо сформулировать два главных правила-запрета. 
1) если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, хлопая дверью, нельзя произносить фразы типа «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!» 
2) запрещается использовать «силовые приемы» (заставлять другого уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению. 
2 фаза. Спланируйте организацию. 
В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Начинать лучше со жребия, который определит, какая сторона высказывается первой. В противном случае вас могут обвинить в том, что вы на чьей-то стороне. Установка, которую вы реализуете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учащимися вы вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех сторон. Переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались. 
Цель посредника — избежать самому и помочь другим избежать трех основных ошибок: 
1) «Либо выиграешь, либо проиграешь» (либо прав я, либо прав ты); 
2) «Ты плохой человек», «Ты всегда так»; 
3) «Камень преткновения», т.е. объект конфликта является сложным препятствием к достижению соглашения. Нужно терпеливо и подробно объяснить ситуацию. 
3 фаза. Выговорись. 
Выявляется объект ссоры и формулируется проблема. Необходимо дать каждому высказать свою позицию и выслушать позицию другого. 
4 фаза. Соглашение. 
Его лучше записать. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны сделать каждая из сторон для реализации принятого решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: чего он ждет от партнеров и что он смог бы сделать сам. Затем — обсуждение, в результате которого возникает общий единый текст. Можно повесить соглашение в классе, чтобы его видели. Через некоторое время обсуждается выполнение решения. 
Советы посреднику: 
• подготовьтесь к посреднической роли, опробуйте ее где-нибудь (например, в семье), а потом начинайте работу с детьми; 
• стимулируйте диалог; 
• поддерживайте любую тенденцию к позитиву; 
• не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог. 
Эффект этого метода: 
1) личный опыт разрешения конфликтов способствует взаимопониманию и самопониманию; 
2) ребята получают опыт культурного участия в конфликте без угроз и силовых приемов; 
3) класс становится дружнее, конфликтность снижается, а в случае новых конфликтов дети их решают сами по схеме, но быстрее. 
Разрешение конфликта между учителем и родителями. 
Позиций родителей в конфликте может быть три: оборонительная («нет времени — ничего не получается»), наступательная («воспитание — дело школы»), и растерянная («помогите!»). 
Основная цель общения учителя с родителями состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях учителя, и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения, но в объединении усилий учителей и родителей в деле исправления ученика. 
1-я фаза общения с родителем — сопротивление его эмоциональному воздействию. Для этого надо быть психологически отстраненным от ситуации, не включаться в нее эмоционально. «Продержаться» надо 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии, либо жаловаться на свою беспомощность. Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать». В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору. 
2-я фаза общения с родителем — организация равноправного взаимодействия. Для этого: 
• начинать надо с указания на положительные качества ребенка; 
• проявлять доброжелательное отношение к собеседнику; 
• стремиться к равной позиции с родителем, т.е. воспитание ученика — совместная работа семьи и школы (50:50); 
• подчеркивать значимость родителей в воспитании, так как людям нравится ощущать свою значимость; 
• проявлять заботу о благополучии ученика. 
3 фаза общения с родителем: — отыскание форм сотрудничества с родителями. Здесь в наибольшей степени пригодятся знания по методике воспитательной работы. 
Существует определенная методика ведения конструктивного диалога, разработанная американскими специалистами. Она включает следующие основные правила. 
1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Главное — диалог, отношения. 
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества (ученика, собеседника и т.д.). 
3. Учитывайте личные интересы собеседника (его увлечения, стиль жизни и т.д .). 
4. Ищите варианты. 
5. «Не верьте генетике» (какие родители, такие дети). 
6. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. И в заключение следует указать на то, что существует 5 вариантов того, чем закончится конфликт: 
1) сотрудничество — конфликтующие стороны найдут вариант, от которого все выиграют, используя конструктивный диалог и добившись взаимопонимания; 
2) соперничество — разрешения конфликта не произойдет, он только утихнет на время, каждая сторона останется при своем мнении и будет стараться добиться своего другими способами и в ущерб противоположной стороне; 
3) компромисс — конфликтующим сторонам удастся разрешить конфликт, но только в случае, если каждая из них в чем-то уступит или от чего-то откажется. Здесь каждый действует по принципу: «если мне плохо, то пусть и другому будет так же»; 
4) избегание — в данном случае одна из конфликтующих сторон (реже обе) всячески избегает конфликта, идя при этом на всевозможные ухищрения; 
5) приспособление — одна из сторон всегда и во всем соглашается с другой, уступает ей и полностью подчиняется. 
Естественно, из рассмотренных вариантов оптимальным является сотрудничество, самым неудачным — соперничество и приспособление. В процессе жизни человек прибегает к различным способам, но постепенно формируется привычка прибегать к определенным 1—3 и избегать остальных. И даже если такая необходимость появляется, человеку трудно пойти на такой шаг, т.е. межличностный конфликт может породить внутриличностный. Таким образом, между различными видами конфликтов существует тесная связь.


Информация о работе Межличностные отношения между различными участниками педагогического процесса