Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:58, контрольная работа
Межличностное общение — это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, в результате, которого возникает психологический контакт и определенные отношения, между участниками общения. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизни деятельности.
Межличностное общение и его характеристика 2.
Список литературы 13.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция, казуальная атрибуция.
Исследования
межличностного общения и практические
наблюдения позволяют все возможные
приемы реагирования людей, находящихся
в межличностном контакте, условно
объединить в две группы по параметру
эффективности—неэффективности с точки
зрения реализации целей общения: во-первых,
какие приемы эффективны и когда их целесообразно
использовать для развития личных контактов,
положительных взаимоотношений и взаимопонимания
с партнером; во-вторых, какие приемы и
когда целесообразно использовать для
оказания прямого психологического воздействия
(опять же для полного достижения целей
общения). Основными параметрами эффективности
общения являются умение и навыки человека
в использовании двух техник общения (в
соответствии с двумя метацелями общения,
отмеченными выше): техники понимающего
общения и техники директивного общения.
Параметрами неэффективности практического
общения являются склонности и привычки
человека использовать так называемые
принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные
формы повеления, как неадекватные заместители
понимающего и директивного общения. Еще
одним механизмом понимания в общении
является межличностная аттракция. Слово
"аттракция" обозначает буквально
притяжение, влечение. Аттракция — это
процесс формирования привлекательности
какого-то человека для воспринимающего,
результатом чего является формирование
межличностных отношений. В настоящее
время формируется расширенная трактовка
процесса аттракции — как формирование
эмоционально-оценочных представлений
друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях
(как положительных, так и отрицательных),
как своего рода социальной установки
с преобладанием эмоционально-оценочного
компонента. В социальной психологии понятие"межличностной
Психология аттракции охватывает:
1. потребности
субъекта, побуждающие его выбирать того
2. свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатиюк нему;
3. особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;
4. объективные условия такого взаимодействия.
Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику. В своих работах Н. Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений, но не рассматривает их динамику. Американские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой которых является близость межличностных отношений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие друзья), но анализируют их несколько изолированно, не раскрывая ход их развития. Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению. При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном. По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность. Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную {инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе. Интересные результаты по проблеме доверительных отношений получены « исследовании, проведенном под руководством В. Н. Куницыной на студенческой выборке. «Доверительные отношения в обследованной группе преобладают над отношениями зависимости. Треть опрошенных определяют свои отношения с матерью как доверительные, партнерские; из них больше половины считают, что при всем том с матерью часто возникают отношения зависимости, в то время как с другом отношения оцениваются только как доверительные и партнерские. Оказалось, что отношения зависимости с одним значимым человеком часто компенсируются через построение партнерских отношений с другим значимым человеком. Если в ходе накопления опыта у человека сформировалась недостаточная надежда на установление близких отношений с людьми, то отношения доверия и поддержки чаще возникают с другом, чем с матерью». Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также ревниво относится к другим его взаимоотношениям. Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность. Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает, и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности». Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности. Недостаточно изучена проблема критериев дружеских отношений. Одни исследователи относят к ним взаимопомощь, верность и психологическую близость, другие указывают на компетенцию в общении с партнерами, заботу о них, поступки и предсказуемость поведения.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.
2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
3. Балл Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1996.
5. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.
6. Брушлинский Л. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.
7. Вечер Л. С. Секреты делового общения. М.. 1996.
8. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношении. М.: МГУ, 1987.
9. Джерелневская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2000
10. Шард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
11. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000.
12. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996.
13. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М . !985.