Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:27, контрольная работа
Терминология в области социальных воздействий с лечебно-коррекционной целью на сегодняшний день не имеет четкого установленного значения. Так, под термином «социотерапия» одни авторы подразумевают только терапию средой, другие относят сюда любые меры социального терапевтического воздействия — не только терапию средой, но и терапию занятостью, трудотерапию и другие методы, которые стимулируют социальную активность больного и способствуют его «нормализации». Психотерапия — это система благоприятного л
Терминология
в области социальных воздействий
с лечебно-коррекционной целью
на сегодняшний день не имеет четкого
установленного значения. Так, под термином
«социотерапия» одни авторы подразумевают
только терапию средой, другие относят
сюда любые меры социального терапевтического
воздействия — не только терапию средой,
но и терапию занятостью, трудотерапию
и другие методы, которые стимулируют
социальную активность больного и способствуют
его «нормализации». Психотерапия — это
система благоприятного лечебного воздействия
на психику, а через психику — на весь
организм и поведение человека. Психотерапевтическое
лечение основано на психических (психологических)
методах воздействия на клинические феномены
и отчасти на страдание и поэтому становится
точкой пересечения ряда областей знаний:
медицины, психологии, социологии, педагогики
и т. д. Социальная работа, особенно на
микроуровне, всегда несет в себе определенный
психотерапевтический заряд. Здесь специалисты
обязательно используют психотерапевтические
знания и приемы. Появилось и соответствующее
понятие — «психосоциальная помощь (или
работа)». Оно включает в себя способы
решения проблем, учитывающие одновременно
и социальные и психологические аспекты.
Психосоциальные методы воздействия аккумулируют
в себе основы и психотерапии, и социальной
работы. Психосоциальная помощь — важная
составная часть реабилитационной работы
с психически больными. По своему значению
она рассматривается как равноправная
с психотерапией. Четкую границу между
психотерапевтическими и социотерапевтическими
методами провести трудно. В основном
различие заключается в том, что психотерапевт
чаще работает с личностными проблемами,
на уровне переживания, а специалист по
социальной работе — на поведенческом
уровне, на уровне событий. Наряду с решением
множества терапевтических задач социотерапия
в обязательном порядке должна способствовать
улучшению социального поведения индивида.
Выделяют основные теоретические парадигмы
психосоциальных вмешательств — психодинамические
и поведенческие, а также основные направления
психосоциальной работы: • социотерапия
личности — индивидуальные и групповые
формы; • психокоррекционная работа с
ближайшим окружением больного (семьей,
соседями, окружением по месту работы,
учебы или проведения досуга), включая
семейную терапию, вовлечение пациентов
в групповые формы активности, в том числе
в группы самопомощи, в психосоциальные
клубы; • информационно-образовательная
работа с обществом. Основными организационными
формами социо- или психотерапии являются
индивидуальная и групповая. В индивидуальной
работе терапевт (имеется в виду лицо,
осуществляющее психосоциальную коррекцию)
выступает в качестве основного и единственного
инструмента лечебного воздействия на
больного. При этом терапевтический контакт
может осуществляться с одним клиентом
или группой лиц (например, при обучении
саморегуляции, проведении коллективного
сеанса гипноза). Группа — это социально-психологическое
понятие, обозначающее определенное число
лиц, включенных в типичные для них виды
деятельности и регулируемых общими ценностями
и нормами. Групповая работа весьма разнообразна.
Группы могут быть дискуссионными, по
обретению навыков, группы поддержки или
самопомощи, по созданию терапевтической
среды, терапевтических сообществ, по
интересам, и т.д. Группы преследуют разные
цели — терапевтические, образовательные,
развивающие и т.д. В отличие от работы
в группе, где между отдельными ее членами
нет жестко структурированных взаимоотношений,
психотерапевтическая группа несет в
себе определенный лечебный потенциал
и является активным помощником социального
работника в психокоррекционном процессе.
Психосоциальная
групповая работа — одна из форм
сложной психологической
Рациональная
психотерапия. Основополагающим методом
психокоррекции является рациональная
психотерапия. Она используется специалистом
при любых формах работы и в любых ситуациях.
Рациональная психотерапия в какой-то
степени является способом контакта с
клиентом, и им должен владеть каждый врач
и социальный работник. Метод рациональной
психотерапии предложен в начале XIX в.
швейцарским невропатологом Дюбуа, который
полагал, что неврозы являются следствием
неправильных представлений, ошибочных
умозаключений, а потому излечиваются
посредством апелляции к логике и переубеждения
больного. Этот метод называют также разъяснительной
психотерапией, так как в его основе лежит
разъяснение больному (или его микро-и
макроокружению) причин и сути его заболевания,
социальной или личностной проблемы, способов
разрешения конфликтной ситуации. В процессе
психотерапевтического воздействия кроме
разъяснения используется внушение, эмоциональное
воздействие, изучение и коррекция личности
больного и его поведения. Рациональная
терапия используется в психосоциальном
консультировании, в процессе социальной
работы в медицинских, социальных учреждениях
или при работе с клиентом в естественном
окружении. Она может проводиться как
индивидуально, так и с группой больных.
Возникновение любого заболевания, физического
или психического, сопровождается эмоциональной
реакцией на него и формированием субъективной
картины болезни. Нередко эта субъективная
картина искажена по сравнению с объективной.
Больные склонны пугаться новых и необъяснимых
для них ощущений, патологических психических
феноменов. Нарушение психического функционирования
нередко сопровождается формированием
неадекватного поведения, личностными
изменениями, что в конечном итоге порождает
массу проблем психологического и социального
характера. Психотерапевтическое коррекционное
воздействие может оказываться различными
путями. Это и беседы с больным, объяснение
ему механизмов возникновения психических
расстройств, и ознакомление больного
с техниками самопознания и самоанализа,
а также совместный поиск выхода из болезни
и проблемных ситуаций. Беседы с одним
или с группой клиентов о возможности
выздоровления, управления отдельными
проявлениями болезни, о повышении социальной
компетенции отвлекают больных от сосредоточения
на своих болезненных ощущениях, настраивают
их оптимистически, развивают положительные
установки. В беседах о путях выздоровления
акцентируется внимание больного на его
личной роли в преодолении болезненных
установок, в мобилизации внутренних ресурсов.
Если больному объясняется, что процесс
выздоровления идет волнообразно — это
предупреждает его возможное разочарование
в период наступления обострения или временного
возвращения симптоматики различной силы
и выраженности. Важно убедить больного
в возможности преодоления и излечения
болезни, возможности коррекции поведения
даже при наличии психопатологических
расстройств. Темой для беседы могут служить
не только собственно проявления заболевания,
но и проблемы, связанные с ним. Беседа
осуществляется по определенному плану
и сосредоточивается на вопросах семейных
взаимоотношений, материальных и сексуальных
проблемах, воспитании детей, профессиональной
сфере. При выявлении актуальности для
клиента той или иной ситуации она прорабатывается
более детально. Не следует ожидать, что
больной сразу охотно будет рассказывать
о том, что тщательно скрывает ото всех,
а иногда и подсознательно от самого себя.
Надо с пониманием относиться к этому
и возвратиться к данной проблеме позже,
когда чувство недоверия и противостояния
со стороны клиента будет преодолено.
Не нужно стесняться затрагивать деликатные
темы, если больной готов к их обсуждению.
Такие беседы дают клиенту возможность
выплеснуть накопившиеся негативные чувства,
рассказать о сомнениях и неудачах, они
пробуждают активное стремление к переоценке
своего состояния, к выработке новой системы
ценностей, к формированию новых поведенческих
стереотипов. При проведении рациональной
психотерапии или психосоциального консультирования
необходимо помнить, что неправильное
представление о болезни у больного формируется
иногда в течение нескольких лет, и поэтому
после одной беседы не следует ждать немедленного
положительного эффекта. Для изменения
взглядов и поведения больного потребуется
многократное и постепенное разубеждение
и научение, совместный поиск адаптивных
способов решения проблемы. В процессе
психокоррекционной работы может выясниться,
что проблема носит не столько психологический,
сколько социальный характер. В таких
случаях усилия специалиста направляются
на те объекты, которые задействованы
в формировании проблемной ситуации. Изменение
среды значительно повышает шансы на успех
индивидуального терапевтического воздействия,
в центре которого — интересы больного
человека. В процессе беседы аргументы
и термины, приводимые терапевтом, должны
быть понятны больному, поэтому необходимо
разговаривать на языке больного, учитывать
его интеллектуальный уровень, профессию,
личностные особенности. Иногда сам медицинский
или социальный работник может стать виновником
появления у больного невротической реакции:
если не точно выразил свою мысль или назвал
медицинский термин, не объяснив его. Пациент
может случайно услышать якобы неблагоприятный
для него прогноз, если специалист обсуждал
историю его болезни с другим лицом (невротическая
реакция, вызванная медицинским персоналом,
называется ятрогенией). Поэтому важно
быть осмотрительным при обсуждении с
клиентом его проблем, понять, как он относится
к своему заболеванию, внести коррективы
в его заблуждения и разъяснить результаты
анализов и инструментальных методов
исследования, объяснить, с чем связаны
те или иные симптомы болезни. Убеждая
больного изменить сложившуюся ситуацию,
необходимо учитывать его реальные способности
и мотивацию. Беседа, проводимая с клиентом,
должна вызывать у него эмоциональную
реакцию, содержать элемент внушения и
быть направлена на активное стимулирование
и мобилизацию душевных и физических сил,
на перестройку поведения. При неудачах
требуется успокоить и обнадежить больного,
внушить уверенность. Любой положительный
сдвиг, малейшее достижение поощряется
и используется как положительный пример,
опорный пункт для последующего убеждения
и дальнейшего продвижения в реабилитационном
процессе.