Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 23:12, реферат

Краткое описание

Для решения задач психологии применяются следующие методы:
лабораторный и естественный эксперимент;
наблюдение;
исследование продуктов деятельности;
анкетирование и тестирование;
биографический метод;
психологическое моделирование;
сравнительно-генетический метод и др.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономер

Файлы: 1 файл

Методы психологии.docx

— 287.87 Кб (Скачать)

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

 

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

 

Анкетирование — наиболее удобный  и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

 

При анкетировании работник сохраняет  анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме  того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет  получить данные в короткие сроки  и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

 

Для повышения уровня достоверности  данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная  работа: беседа о целях и порядке  анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с  выделением основных разделов. Сегодня  при анкетировании возможно использование  таких современных технологических  методов, как рассылка вопросов по электронной  почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение  и практическое использование нужных данных.

 

Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый  процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого  недостатка следует прибегать к  эксперименту.

 

Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных  условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая  переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно  фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

 

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

 

Лабораторный эксперимент —  это моделирование той или  иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто  предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или  иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных  видов труда, например, космонавтов  на специальных тренажерах.

 

Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового  процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

 

Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном  рабочем месте, причем испытуемый может  и не знать, что его поведение  становится объектом исследования. Преимуществом  этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

 

Еще одним методом психологической  диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных  вопросов и задач-тестов. Тест —  это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой  специальное задание или систему  заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для  стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования  для определения уровня знаний.

 

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них  следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости  от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно  дополняющих и контролирующих друг друга.

 

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства  и благополучия. Психологи-исследователи  разработали соответствующий комплекс этических требований, в который  входят следующие основные этические  нормы:

при планировании эксперимента исследователь  несет ответственность за его  этическую приемлемость;

исследователь должен информировать  испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание  принять в нем участие:

исследователь должен с уважением  относиться к праву испытуемого  сократить или прервать свое участие  в процессе исследования в любое  время;

исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического  или душевного дискомфорта, вреда  и опасности;

информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

 

Следует также учитывать, что психологическое  исследование — это всегда социально-психологическое  взаимодействие между экспериментатором  и испытуемым, в ходе которого под  влиянием некоторых факторов может  возникнуть искажение объективной  информации.

 

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так. как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

Группы методов  психологии

 

Известно несколько классификаций  методов психологии, поскольку по-разному  трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).

 

На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

Первая группа — организационные  методы

 

К первой относятся организационные  методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его  методология. К ним относится  сравнительный метод, имеющий самые  разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

Вторая группа — эмпирические методы

 

Вторую и самую обширную и  развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может  быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

 

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов  психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим  за окном машины пейзажем. Научное  наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола  и много другого. Самое главное  — это адекватная психологическая  интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

 

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

 

Эксперимент является основным методом  современной психологии, находится  у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике  возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его  несомненных преимуществ.

 

Преимущества экспериментального метода

Во-первых, эксперимент позволяет  задействовать у испытуемого  любой интересующий исследователя  процесс или состояние. Не нужно  ждать, к примеру, проявления воли, а  можно создать для этого экспериментальные  условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого  из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы  позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и  моделирование изучаемого явления  в целом.

 

Однако из перечисленных преимуществ  эксперимента неизбежно вытекает его  основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя  деятельность испытуемого протекает  как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных  условиях. Человек знает, что это  не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию  может быть прекращен.

 

По разным основаниям выделяется множество  видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.

 

К сожалению, современная психология становиться все, менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, опросы, интервью. Это обедняет методологический аппарат  психологической науки, упрощает понимание  ее предмета.

 

Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение  ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для  последних необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых. Существует огромное количество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса. Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен.

 

Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

 

Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь  имеет свои правила проведения и  поведения исследователя.

 

Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

 

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное  изучение результатов труда как  материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к  “картине”, нарисованной обезьяной.

 

Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном  жизненном пути, о прошлом и  будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения  и жизни.

 

Метод моделирования имеет самые  разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в  нем какой-то определенный аспект и  абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

Третья группа — методы обработки полученных результатов

 

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного  и качественного, содержательного  анализа. Обработка результатов  — это всегда творческий, поисковый  процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.


Информация о работе Методы психологии