Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:39, доклад
1. Клинико-психопатологический метод - выяснение особенностей жизни больного и установление наличия или отсутствия болезненных симптомов. Эти данные могут быть получены прежде всего с помощью опроса, беседы пациента с психиатром (клиническое интервью). При этом сама беседа не может быть стандартной. Следует стараться получить сведения о комплексе переживаний, воззрениях, знаниях, навыках, способах построения умозаключений, отношении к окружающему и событиям собственной жизни и т.д. Манера беседы выбирается врачом индивидуально: она может быть жесткой или более мягкой.
Методы исследования в судебной психиатрии.
Новые методы и технологии лабораторных исследований позволяют находить патологические изменения в различных системах организма. При диагностике психических расстройств лабораторные данные имеют лишь вспомогательное значение. Основным методом в психиатрии является клинический метод, в который входят:
1. Клинико-психопатологический метод - выяснение особенностей жизни больного и установление наличия или отсутствия болезненных симптомов. Эти данные могут быть получены прежде всего с помощью опроса, беседы пациента с психиатром (клиническое интервью). При этом сама беседа не может быть стандартной. Следует стараться получить сведения о комплексе переживаний, воззрениях, знаниях, навыках, способах построения умозаключений, отношении к окружающему и событиям собственной жизни и т.д. Манера беседы выбирается врачом индивидуально: она может быть жесткой или более мягкой. Беседу принято начинать с общих вопросов, не относящихся непосредственно к болезни. Это снижает у больного чувство напряженности и настороженности. В то же время в процессе такой беседы врач может составить предварительное мнение о больном и сформировать план проведения дальнейшего клинического обследования. После этого врач начинает уточнять выяснившиеся болезненные явления и переходит к направленному расспросу об основных признаках расстройств. Стиль задаваемых вопросов не должен быть нацелен напрямую на психопатологические жалобы и высказывания, т.е. не следует стимулировать больного к высказываниям, которые могут представляться врачу логичными. (Такие "подталкивания" иногда используются врачом по различным причинам). Особенно это относится к пациентам, находящимся на экспертизе, когда наводящие вопросы могут исказить истинную картину психического состояния подэкспертного.
В расспросах необходимо проявлять мягкую настойчивость, чтобы больной самостоятельно определил свое состояние.
При оценке эмоций пациента
важно внимательное наблюдение вовремя
беседы за особенностями его речи,
мимикой, жестикуляцией и т.д. в
целях выявления или
Часто возникают трудности в определении уровня интеллекта пациента. Попытки подобных исследований воспринимаются последним часто как сомнение врача в его интеллектуальной полноценности. Достаточное представление о познавательных способностях, памяти пациента можно получить в общем разговоре, в который можно включить соответствующие темы, позволяющие судить об уровне этих способностей у больного.
2. В клинические методы обследования включается анализ прошлой жизни пациента, его субъективного анамнеза, который оценивается с помощью опроса. Выясняются данные о наследственности, особенностях беременности и родов матери подэкспертного, его раннем развитии и перенесенных заболеваниях, школьной успеваемости, полученной профессии, трудовых навыках и деятельности. Особое внимание уделяется перенесенным черепно-мозговым травмам, пребыванию на лечении в психиатрических учреждениях. Выясняются особенности состояния и поведения подэкспертного перед, во время и после совершенного преступления, в том числе во время следствия или суда.
3. Эти данные дополняются объективным анамнезом со слов родных, друзей, сослуживцев пациента.
4. Кроме анализа рассказа пациента и сбора анамнестических сведений к клиническим методам относится наблюдение за подэкспертным.
Клинико-психопатологический метод исследования дополняется рядом специальных способов. Это психологические методы, позволяющие объективно оценить сферу мышления, памяти, эмоций, особенности личности, ее установок. К ним относятся:
- психометрические методы (тест на IQ: показатели выше 100% свидетельствуют о высоком уровне интеллекта, 70-90% уровень пограничный, но не патологический, ниже 70% -патология; тест на запоминание 10 двусложных слов)
- методики исследования личности (MMPI: 550 утверждений с предполагаемыми ответами "верно" или "неверно")
- проективные тесты.
Тест Люшера оценивает
серый - в покое, отдыхе, пассивности;
синий - в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
зеленый - в самоутверждении;
красный - в активном действии и достижении успеха;
желтый - в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
фиолетовый - в уходе от реальности, индивидуалистичности;
коричневый - в психологическом и физиологическом комфорте;
черный - в независимости,
протесте, негативизме по отношению к
любым авторитетам, давлению извне.
В судебно-психиатрической клинике, особенно в условиях проведения экспертизы в стационаре, большое значение имеет неврологическое обследование, а также обследование другими врачами (терапевтом, окулистом, нейрохирургом, эндокринологом). Сведения, полученные при консультациях врачей-специалистов позволяют психиатру более точно обосновать диагноз и, следовательно, экспертное решение.
В практике экспертиз широко используются параклинические методы (нейрофизиологические), которые позволяют оценить функциональное состояние мозга и его сосудов. К ним относятся электроэнцефалография и картирование мозга.
Новейшие методы прижизненного исследования мозга (компьютерная томография и ядерно-магнитно-резонансная томография мозга) в стране применяются очень редко.
При стационарной экспертизе пациенты обследуются также всеми обычными клинико-биохимическими методами (анализ крови, мочи, спинно-мозговой жидкости и т.д.).
Комплекс клинико-
Информация о работе Методы исследования в судебной психиатрии