Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 18:22, реферат
Краткое описание
Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям: 1. По характеру воздействия на личность воспитанника а) убеждение; б) упражнение; в) поощрение; г) наказание.
Поручение – метод воспитания,
развивающий необходимые качества, приучающий
к положительным поступкам. В зависимости
от педагогической цели, содержания и
характера поручения бывают индивидуальными,
групповыми и коллективными, постоянными
и временными. Любое поручение имеет две
стороны: меру полномочия (тебе доверили,
тебя попросили, кроме тебя этого никто
не сможет сделать, от тебя зависит успех
общего дела и т. д.) и меру ответственности
(от тебя требуется усилие воли, необходимо
довести порученное дело до конца и т. д.).
Если какая-либо из этих сторон организована
(мотивирована) слабо, то поручение не будет
выполнено или не даст нужного воспитательного
эффекта.
Создание воспитывающих ситуаций предполагает
организацию деятельности и поведения
воспитанников в специально созданных
условиях.
Воспитывающими называются
ситуации, в процессе которых ребенок
ставится перед необходимостью решить
какую-либо проблему – это может быть проблема
нравственного выбора, выбора способа
организации деятельности, социальной
роли и др. Воспитатель умышленно создает
лишь условия для возникновения ситуации.
Когда в этой ситуации перед ребенком
встает проблема и существуют условия
для самостоятельного ее решения, создается
возможность социальной пробы (испытания)
как метода самовоспитания. Социальные
пробы охватывают все сферы жизни человека
и большинство его социальных связей.
Включение в воспитывающую ситуацию формирует
у детей определенную социальную позицию
и социальную ответственность, которые
и являются основой их дальнейшего вхождения
в социальную среду.
Методы
стимулирования поведения и деятельности
Данная группа методов используется
для формирования нравственных чувств,
т. е. положительного или отрицательного
отношения личности к предметам и явлениям
окружающего мира (обществу в целом, отдельным
людям, природе, искусству, самому себе
и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать
умение правильно оценивать свое поведение,
что способствует осознанию им своих потребностей
и выбору соответствующих им целей. В основе
методов стимулирования лежит воздействие
на мотивационную сферу личности, направленное
на формирование у воспитанников осознанных
побуждений к активной и социально одобряемой
жизнедеятельности. Они оказывают огромное
влияние на эмоциональную сферу ребенка,
формируют у него навыки управления своими
эмоциями, учат управлять конкретными
чувствами, понимать свои эмоциональные
состояния и порождающие их причины. Данные
методы воздействуют и на волевую сферу:
способствуют развитию инициативы, уверенности
в своих силах; настойчивости, умения преодолевать
трудности для достижения намеченной
цели, умения владеть собой (выдержка,
самообладание), а также навыков самостоятельного
поведения.
Среди методов стимулирования
поведения и деятельности выделяют поощрение,
наказание и соревнование.
Поощрение – это выражение положительной
оценки действий воспитанников. Оно закрепляет
положительные навыки и привычки. Действие
поощрения предполагает возбуждение позитивных
эмоций, вселяет в ребенка уверенность.
Поощрение может проявляться в различных
вариантах: одобрение, похвала, благодарность,
предоставление почетных прав, награждение.
Несмотря на кажущуюся простоту,
поощрение требует тщательного дозирования
и осторожности, так как неумение использовать
этот метод может нанести вред воспитанию.
Методика поощрения предполагает соблюдение
ряда условий: 1) поощрение должно быть
естественным следствием поступка ученика,
а не его стремления получить поощрение;
2) важно, чтобы поощрение не противопоставляло
учащегося остальным членам коллектива;
3) поощрение должно быть справедливым
и, как правило, согласованным с мнением
коллектива; 4) при использовании поощрения
необходимо учитывать индивидуальные
качества поощряемого.
Наказание – это метод педагогического
воздействия, который должен предупреждать
нежелательные поступки учащихся, тормозить
их, вызывать чувство вины перед собой
и другими людьми. Известны следующие
виды наказания: наложение дополнительных
обязанностей; лишение или ограничение
определенных прав; выражение морального
порицания, осуждения. Перечисленные виды
наказаний могут реализовываться в различных
формах в зависимости от логики естественных
последствий: наказания-экспромты, традиционные
наказания.
Как всякий метод стимулирования,
оказывающий сильное влияние на эмоциональную
и мотивационную сферы личности, наказание
должно применяться с учетом ряда требований:
1) оно должно быть справедливым, тщательно
продуманным и ни в коем случае не должно
унижать достоинство ученика; 2) нельзя
торопиться наказывать до тех пор, пока
нет полной уверенности в справедливости
наказания и его позитивном влиянии на
поведение ученика; 3) применяя наказание,
следует убедиться, что ученик понял, за
что его наказывают; 4) наказание не должно
быть «глобальным», т. е. наказывая ребенка,
надо найти в его поведении и положительные
стороны и подчеркнуть их; 5) за один проступок
должно следовать одно наказание; если
проступков много, наказание может быть
суровым, но только одним, за все проступки
сразу; 6) наказание не должно отменять
поощрения, которое ребенок мог заслужить
ранее, но еще не успел получить; 7) при выборе
наказания необходимо учитывать сущность
проступка, кем и при каких обстоятельствах
он был совершен, каковы причины, побудившие
ребенка совершить данный проступок; 8) если
ребенок наказан, значит, он уже прощен,
и больше не стоит вести разговор о прежних
его проступках.
Соревнование – это метод, направленный
на удовлетворение естественной потребности
ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению
себя с другими. Соревнуясь между собой,
школьники быстро осваивают опыт общественного
поведения, развивают физические, нравственные,
эстетические качества. Соревнование
способствует формированию качеств конкурентоспособной
личности. В процессе соревнования ребенок
достигает определенного успеха в отношениях
с товарищами, приобретает новый социальный
статус. Соревнование не только стимулирует
активность ребенка, но и формирует у него
способность к самоактуализации, которую
можно рассматривать как метод самовоспитания,
поскольку в ходе соревнований ребенок
учится реализовать себя в различных видах
деятельности.
Методика организации соревнований
предполагает учет следующих требований:
1) соревнование организуется в связи с
конкретной воспитательной задачей (оно
может выполнять роль «пускового механизма»
в начале новой деятельности, помочь завершить
трудную работу, снять напряжение); 2) не
все виды деятельности детей следует охватывать
соревнованием: нельзя соревноваться
по внешности (конкурсы «мисс» и «мистер»),
проявлению нравственных качеств; 3) чтобы
из соревнования ни на минуту не исчез
дух игры и товарищеского общения, оно
должно быть оснащено яркой атрибутикой
(девизы, звания, титулы, эмблемы, призы,
знаки почета и др.); 4) в соревновании важны
гласность и сравнимость результатов,
поэтому весь ход соревнований надо открыто
представлять детям, которые должны видеть
и понимать, какая деятельность стоит
за теми или иными очками или баллами.
Заключение
В результате написания реферата
на тему: «Методы и средства воспитания
личности» можно подвести следующие выводы:
1) методы воспитания –
способы воздействия воспитателя,
на сознание учащихся, их волю
и чувства с целью формирования
у них определенных убеждений
и навыков;
2) существует классификация
методов воспитания, которая, однако,
составлена весьма условно. Причина этого
заключается в том, что каждый из методов
отдельно, зачастую, не применяется, а
используется, так называемое, комплексное
воздействие на учащихся с помощью нескольких
методов одновременно;
3) выделяют следующие
методы воспитания: методы формирования
сознания личности; методы организации
деятельности и формирования
опыта общественного поведения
личности; методы стимулирования
и мотивации деятельности и
поведения личности (соревнование,
познавательная игра, дискуссия, эмоциональное
воздействие, поощрение, наказание
и др.); методы контроля, самоконтроля
и самооценки в воспитании;
4) форма воспитания –
организационная структура, педагогическое
действие, мероприятие, в котором реализуются
задачи, содержание и методы конкретного
воспитательного процесса;
5) формы воспитания, как
правило, классифицируются по количеству
участников (индивидуальные, групповые,
коллективные); по времени (кратковременные,
продолжительные), по виду деятельности
(учебная, трудовая, спортивная, художественная
и др.), по типу форм воспитательной
работы (словесно-логические, образно-художественные,
трудовые, игровые, психологические).
В реальных условиях педагогического
процесса методы и формы выступают в сложном
и противоречивом единстве. Решающее значение
здесь имеет не логика отдельных "уединенных"
средств, а гармонично организованная
их система.
Список используемой литературы
Психология
и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под
ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
Григорович,
Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович,
Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009.
– 408 с.
Кравченко,
А.И. Психология и педагогика: Учебное
пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010.
- 112 c