Методы и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 10:09, реферат

Краткое описание

Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. Понятию "метод" также даны сотни определений. Так, Ю.К. Бабанский под методом обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.

Файлы: 1 файл

predmets05_03.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Установочная лекция (используется, как правило, в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность (наиболее сложные, узловые вопросы). Установочная лекция должна детально ознакомить обучаемых с организацией самостоятельной работы, с особенностями выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в предэкзаменационный период.

Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения. Структура лекций в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции. показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития, формируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Даются ответы на вопросы.В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций.

Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения). Лекция-информация – самый традиционный тип лекций в высшей школе.

Проблемная лекция предполагает изложение материала через проблемность вопросов, задач или ситуаций. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сравнения точек зрения и т. д.

Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Бинарная лекция (лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.

Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов и слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекция-консультация предполагает изложение материала по типу "вопросы-ответы" или "вопросы-ответы-дискуссия".

Выделяются и другие типы лекций:

  • по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
  • по содержанию: академические и популярные;
  • по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.

Задача преподавателя - сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой. Конспект каждой лекции должен содержать:

  • тему (точно сформулированную);
  • цель и задачи;
  • список литературы обязательной и дополнительной;
  • текст содержания (с выделением основного и второстепенного);
  • задания для самостоятельной работы.

Этапы подготовки лекции:

  • изучение программы и учебников;
  • составление списков литературы;
  • изучение литературы, отбор материала и его стилистическая правка;
  • выбор типа композиции;
  • написание плана или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста;
  • подбор исслюстративного материала (схем, таблиц, произведений изобразительного или музыкального искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, фотографий, аудио- и видеоматериалов, других технических средств обучения.

Форма подачи:

  • голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);
  • мимика и жесты;
  • репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени всей лекции и отдельных ее частей.

Организация аудитории и методика чтения.

До начала:

  • проверить состояние аудитории (наличие света, чистой доски и мела, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества рабочих мест для обучающихся и др.);
  • написать на доске тему, план, литературу, термины, цифры и т. д.;
  • подготовить раздаточные материалы;
  • разместить наглядные пособия и технические средства обучения.

В начале лекции:

  • устно сообщить тему и мотивировать ее значение;
  • четко выделить цель и задачи лекции;
  • дать возможность обучающимся записать тему, план и литературу (с аннотациями и заданиями).

При чтении лекции необходимо учесть ряд правил:

  • поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;
  • обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;
  • ясно и точно излагать мысли и активизировать мышление слушателей;
  • выделить интонационно каждый вопрос;
  • в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);
  • четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;
  • доводить каждую истину до каждого обучающегося, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;
  • уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;
  • использовать обратную связь, желательно после каждого раздела, вопроса.

Для повышения эффективности процесса обучения необходимо учитывать особенности, содержание, структуру, этапы подготовки и методику чтения каждой лекции.

 

 


Информация о работе Методы и формы обучения