Методы диагностики психологического климата в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:59, реферат

Краткое описание

Целью работы стал анализ проблемы психологического климата в трудовом коллективе, факторов, его определяющих, а также изучение способов диагностики данной проблемы.
Задачи работы были определены следующим образом:
1) проанализировать сущность понятия психологического климата в трудовом коллективе.
2) определить основные факторы, влияющие на формирование психологического климата в трудовом коллективе.
3) изучить основные схемы и методы диагностики психологического климата в трудовом коллективе.

Оглавление

Введение
1. Понятие психологического климата в коллективе. Структура психологического климата
2. Факторы, определяющие состояние психологического климата в коллективе. Характеристики, определяющие благоприятный и неблагоприятный климат в коллективе
3. Методы диагностики психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

психологический климат в коллективе.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Данное  исследование сможет выявить потенциальную  возможность каждого члена коллектива исполнять ту или иную социальную роль при совместной работе в команде: лидер, реализатор, генератор идей, объективный критик, организатор или начальник штаба, снабженец, душа коллектива, отделочник или контролер.

     Социометрический  опрос в организации. Сущность такого опроса сводится к выявлению «симпатий» и «антипатий» между сотрудниками, то есть к определению системы эмоциональных отношений в организации. Это достигается путем осуществления каждым участником опроса определенных выборов из всего состава подразделения организации по заданным критериям .

     Все данные о таких выборах заносятся  в особую таблицу – социоматрицу и представляются в виде особой диаграммы (социограммы). Составление социоматрицы позволяет определить: неофициальных  лидеров в организации; тех, кто  отвергается коллективом; тех, кто не участвует в жизни организации; место, которое занимают руководители разного уровня в неофициальной структуре подразделения, уровень их авторитетности. Кроме того, такое исследование выявляет имеющиеся противоречия между сотрудниками, наличие серьезных конфликтов, которые внешне могут и не проявляться.

     После составления и анализа социоматрицы рассчитываются различного рода социометрические индексы, как индивидуальные, так  и групповые. На их основании вырабатываются рекомендации по оптимизации межличностных отношений в организации.

     Определение существующих элементов корпоративной  культуры компании. Позволяет выявить  важные разделяемые всеми сотрудниками верования, идеи, мысли, чувства, материальные ценности и т.д.

     Определение модели корпоративного поведения. Тест на этику корпоративного поведения, позволяющий определить этический уровень сотрудников организации.

     После того как цель исследования установлена  и метод диагностики подобран составляется схема исследования. В наиболее универсальном варианте она может представлять следующую форму (таблица 1). 

     Таблица 1

Этап Содержание  этапа
1 Подготовительный
                  • - определение и согласование целей, задач, объемов и сроков выполнения проекта, ответственных за организацию и проведение процедур оценки;
                  • - формирование и утверждение итоговой модели изучения социально-психологической ситуации на предприятии;
                  • - утверждение план-графика проведения оценочных процедур.
2 Исследовательский Проведение  диагностических мероприятий и  процедур по ряду направлений:
                  • 1. Изучение представлений сотрудников о положении дел в организации.

Результат:

                  • - характеристика социальных представлений сотрудников о различных аспектах жизнедеятельности организации;
                  • - определение степени осведомленности сотрудников о положении дел в организации и выявление общей установки (позитивной или негативной) по отношению к происходящему;
                  • - сравнительный анализ представлений сотрудников и представлений руководителей о положении дел в организации;
                  • - описание имеющихся социально-психологических ресурсов и потенциальных угроз для эффективной деятельности сотрудников.
                  • 2. Изучение социально-психологического климата в коллективе.
 

Результат:

                  • - определение степени благоприятности психологической атмосферы в коллективе;
                  • - выявление зон психологической напряженности в коллективе;
                  • - определение сплоченности коллектива на ценностном уровне;
                  • - выявление представлений сотрудников о целях организации и своего подразделения;
                  • - выявление личных целей сотрудников и согласованности их с целями организации (подразделения).
                  • 3. Исследование уровня удовлетворенности условиями деятельности. Исследование мотивации сотрудников к деятельности.

Результат:

                  • - изучение степени удовлетворенности условиями труда;
                  • - изучение представлений сотрудников о мотивирующих факторах, присутствующих в организации;
                  • - изучение системы мотиваторов с точки зрения их значимости для эффективной деятельности;
                  • - изучение направленности групповой мотивации.
                  • 4. Изучение ролевой структуры коллектива.

Результат:

                  • - оценка каждого работника, получение концентрированного и статистически значимого мнения коллектива о конкретной личности;
                  • - оценка группы сотрудников в целом и выявление лидеров по различным аспектам, авторитетных членов группы, признанных, принятых, отрицательно-средних членов группы, неавторитетных и аутсайдеров;
                  • - определение группы качеств, характеризующих данный коллектив и ранжирование их по степени их выраженности;
                  • - формирование рекомендаций по дальнейшей работе с данным коллективом.
3 Аналитический Обобщение и анализ итоговых результатов.

Формулируются выводы и рекомендации по следующим  направлениям: 

1. Обладает ли организация (подразделение) достаточным социально-психологическим ресурсом для изменений и достижения поставленных целей;

2. Какими ограничениями и потенциалом для эффективной индивидуальной и групповой деятельности обладает коллектив в целом;

3. Какие социально-психологические факторы влияют на повышение (понижение) эффективности деятельности персонала;

4. При каких условиях потенциал коллектива будет реализовываться в максимальной степени;

5. Как и в каких направлениях необходимо разрабатывать систему управленческих воздействий для оптимизации деятельности предприятия (подразделения).

4 Итоговый
                  • - Подведение итогов диагностики.
                  • - Обсуждение с руководством программ работы с персоналом.
 

     В заключение следует отметить, что к наиболее распространенным методам диагностики психологического климата в коллективе относят следующие методики:

  • Методика «Климатический круг»;
  • «Экспресс-Методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  • Методика оценки делового, творческого и производственного климата в коллективе по 18 качествам;
  • Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру);
  • Социометрия.

     Также следует отметить, что при диагностике психологического климата в коллективе целесообразно использовать дополнительные методики, которые позволяют не только определить характер психологического климата в коллективе, но также выявить причины различных отклонений от благоприятного климата. К таким методикам можно отнести: тест «Сфера конфликтности», методику оценки уровня развития группы «Пульсар»; методику В.П. Захарова определения стиля руководства трудовым коллективом и многие другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики психологического климата в коллективе. Мы определили, что ПК представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. В структуре социально-психологического климата выделяют: отношение человека к членам своего коллектива, отношения человека к труду, а также отношения к себе в контексте принадлежности к конкретной организации.

     Благоприятный психологический климат в коллективе оказывает эффективное воздействие не только на психологическое здоровье людей, однако и влияет на экономические параметры организации: производительность труда, качество выполняемой работы, статичность коллектива. Для поддержания благоприятного психологического климата необходимо иметь представление о факторах, оказывающих на него влияние. Совокупность грамотной организации структуры коллектива, достойного материального поощрения, эффективного в каждом конкретном коллективе стиля руководства могут значительно помочь в профилактике возникновении конфликтности в коллективе и предотвратить формирование неблагоприятного психологического климата.

     Большая роль в этом процессе принадлежит  своевременной диагностике психологического климата и безотлагательной коррекции  зарождающегося неблагополучия в коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе имеет многопрофильный характер. Для расширенной диагностики следует применять комплекс методик и процедур, позволяющих наиболее полно составить картину неблагополучия в коллективе. Во время диагностики также необходимо придерживаться логической схемы исследования. Арсенал современных методик диагностики очень широк – среди них наиболее популярны различные опросники и метод социометрии. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вересов Н.Н. Психология управления, учебное пособие, 2001 г.
  2. Виханский О.С. Менеджмент, 3-е издание, учебник, 2003 г.,
  3. Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления М.: изд., «Экономика»,1994 г.– 322 с.
  4. Кабаченко Т.С. Психология управления М: изд. Педагогическое общество России,2003 г. –384 с.
  5. Кричевский Р.Л., Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд., доп. и перераб.- 78с.
  6. Куртиков Н.А Психология и социология управления. М: изд. Книжный мир, 2005 г. – 268с.
  7. Лебедев В.И. Психология и управление, 1990 г.
  8. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: изд. «Наука»,1996 г.
  9. Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента»,-М.,1995г.– 496 с.
  10. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения, руководства, управления, менеджмента М: изд. Речь, 2005 г -- 304с.
  11. Семенов А.К., Маслов Е.Л. .Психология и этика менеджмента и бизнеса, учебное пособие, 2000 г.
  12. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера управления, теоретико-методологические аспекты. - Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД. 1991 г.– 512 с.
 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Методы диагностики психологического климата в коллективе